Все о тюнинге авто

Настольная игра гусек. Распечатай и играй

Люди играли в кости еще древнем Риме, популярны они были и на Руси. Позднее в России игры в кости были запрещены, так как считалось, что подобные игра ведут к разорению. Однако запрет не заставил игры в кости кануть в Лету. Даже находясь под запретом, существовали игры, играть в которые люди не переставали. Одной из таких игр в кости является «Гусек». Эта игра появилась очень давно и постепенно видоизменялась. Ниже Вы найдете описание современного варианта игры.

История настольной игры гусек

Интересно, как же играли в «Гусек» несколько веков назад? Пожалуйста, мы готовы удовлетворить Ваше любопытство. Раньше игра «Гусек» выглядела так: использовалась специальная доска, на которой красовалась извилистая линия, подразумевающая воду. По обеим сторонам от линии располагались гуси. Игроку, который смог установить свои фишки на одном из гусей, предоставлялись преимущества перед другими игроками. Именно поэтому игра и получила свое название.

Современный вариант игры отличает свобода действий. Это означает, что сюжет для игры игроки могут придумывать сами. Для игры необходим лист бумаги, на котором изображают пункты с различным количеством очков в них. Первый пункт является нулевым. После него идут пункты 1, 2-3 и т.д. Последний пункт имеет любое количество очков.

Для игры также требуются кости и фишки. Количество фишек должно быть равно количеству участников. Число костей зависит от количества очков в последнем пункте.

Если число в последнем пункте = 500, то для игры требуются 3 кости, иначе переходить от первого до последнего пункта игроки будут длительное время. Если же число равно 100 или 150, то в игре может участвовать одна кость.

Для придания игре остроты можно на некоторых пунктах добавить правила пропуска хода или нескольких ходов, возврат на несколько ходов назад или, наоборот, переход на несколько ходов вперед. Экспериментируйте!

Смысл игры в том, чтобы игроки пытались выбросить на костях наибольшее количество очков и первыми прийти на конечный пункт. Фишку игроки передвигают вперед по пунктам, на число, выпавшее на костях. Сумма выигрыша для победителя, всегда оговаривается заранее.

Современный вариант игры больше подходит для детей, для взрослых он не так увлекателен. Но детям обязательно придется по вкусу путешествие по извилистым линиям, правила игры, которые могут придумать они сами, окажутся очень интересными и дадут волю их фантазии.

Мое внимание, конечно же, привлекли настольные игры. Одной игре был посвящен целый немаленький стенд.

Как явствовало из находившихся под стеклом экспонатов, данная игра была очень популярна во Франции и Испании , игровые поля были в основном на французском и испанском языках. Разумеется, вернувшись, я тут же полезла в интернет, чтобы изучить правила.

Судя по виду, Juego de la Oca, Jeu de l’oie, the Royal Game of the Goose – обычная игра-ходилка . Игровое поле состоит из спирали с 63 клетками.

Оформление игры зависит от фантазии художника и времени ее создания. Поскольку игра появилась в конце 16 века и не теряла своей популярности несколько веков, то могу себе представить, что по ней в принципе можно изучать стили живописи. И также могу себе представить безумного коллекционера, гоняющегося за бесценными гусиными раритетами по всей Европе. А пока не собрана собственная коллекция, то можно полюбоваться шедеврами “Игры в гуся” в музее, ему посвященному, во французском городе Рамбуйе, в и в музее Виктории и Альберта в Лондоне . Там Гусь представлен несколькими интересными экземплярами.

The Royal Game of Goose из собрания музея Виктории и Альберта в Лондоне

Легко вообразить, начитавшись Дэна Брауна и другую псевдо-историческую литературу, что в игре зашифровано какое-то послание или место. Количество клеток – 63, почему именно такое число? Картинки моста, лабиринта, колодца, тюрьмы находятся на клетках с определенными номерами. Почему так?

Но википедия и прочие интернет-ресурсы быстро остановили мою богатую фантазию. Всемирный разум практически единодушен и утверждает, что авторство игры принадлежит одному из герцогов Медичи . Он преподнес “Гуся” в качестве подарка испанскому королю Филиппу II в 1580 году. И игра быстро пошла по рукам, как по королевским дворам, так и по тавернам и притонам. Только потом, к 19 веку, она стала исключительно детской прерогативой. А до этого в центр доски (там, где обычно располагается картинка большого гуся, либо написаны правила) клали деньги и тот, кто первым добегал до 63, срывал банк!

На “Гусе” даже стали применять открытый мною игровой метод обучения детей . Да, все уже украдено до нас. При французском дворе ее стали использовать как пособие по изучению географии. На клетках были изображены страны и написаны названия городов. Французский дофин, вставая на клетку, должен был сказать название страны и прочитать, что там написано.

Выяснить настоящие правила этой игры оказалось сродни поискам рецепта “настоящей” селедки под шубой. Все вроде бы одинаково, но есть небольшие различия. Однако, я думала, переводила и вот он – свод правил.

Количество игроков: от двух.
Комплектация игры: поле, фигурки гусей разных цветов, два кубика.

Цель игры: первым пересечь финишную черту (63-я клетка) и стать гусем.

Это как раз тот самый вариант игры без гостиницы, лабиринта и тюрьмы. Мост, колодец и смерть на месте

Игрок ходит на суммарное количество клеток, выпавшее на двух кубиках. Если в самый первый ход игрок выкидывает 9, то если на одном кубике выпало 4, а на другом 5, то игрок попадает на клетку с номером 53! Если девятка состоит из тройки и шестерки, то игрок попадает на клетку с номером 26. Тоже неплохо. Но это только в первый ход. Если в любой ход игрок попадает на картинку с гусем, то он ходит снова на то же количество клеток.

Нельзя находиться на одной клетке двум игрокам. Если складывается такая ситуация, что вы приземляетесь на уже занятую клетку, то ваш противник покидает ее (да, именно он, а не вы) и он идет на ту клетку, откуда вы начали свой ход. То есть вы как бы меняетесь. Попасть на 63-ю клетку необходимо с точного количества ходов. Если вы стоите на 60, то только, выкинув тройку, вы можете выиграть. Если вы выкинули пятерку, то вы идете до 63 (три хода) и на два хода назад. Если во время своего движения назад вы попадаете на гуся, то делаете еще один ход назад.

Важно! Необходимое количество ходов может быть выкинуто на одном из кубиков. Значение второго тогда не принимается в расчет. Такое вот послабление в финале игры.

Специальные клетки и один неясный момент, который легко объясняется, если играть на деньги:

Клетка 6. На ней нарисован мост. Игрок автоматически попадает на 12.

Клетка 19. Гостиница. Игрок платит за услуги и пропускает ход. Вы как бы поели, выпили и проспали. Я так полагаю, что в начале игры устанавливалась какая-то плата за эту и похожие ситуации и эти деньги добавлялись в центр поля, либо они и составляли весь игровой фонд партии.
Внимание! Вы в гостинице пропускате одну очередь, но если в тот же ход другой игрок попадает в гостиницу, то вы меняетесь с ним местами, он остается на вашем, а вы идете туда, откуда он пришел.

Еще один вариант игры с другими картинками. Здесь вместо 19-ой клетка с номером 20. И там не гостиница, а уши осла. Колодец на месте, а вместо лабиринта – закрытые двери. Вместо обычного черепа бомба.

Клетка 31. Колодец. Игрок сваливается в колодец и пропускает уже два хода. Если только другой игрок не свалится туда же. Тогда вы платите за спасение и меняетесь с ним местами.

Клетка 42. Лабиринт. Игрок теряется, платит за спасение и оказывается на клетке 30.

Клетка 52. Тюрьма. Самая сложная клетка. Потому что вы: 1) платите за каждый пропуск хода и 2) спасены, только если другой игрок не попадет в тюрьму. Есть вариант правил, где игрок пропускает три хода в тюрьме.

Клетка 58. Смерть. Плати – не плати, а смерть неизбежна. Игрок начинает игру заново.

Кстати, в момент, когда два игрока оказываются на одной клетке, платят оба.

Есть доски (их не очень много, но они есть), где нет изображений гостиницы, колодца, лабиринта (а смерть есть). Это не важно. Значение клеток остается таким же.

Не правда ли, все довольно легко, если играть на деньги. А как же раньше играли дети? Мне кажется, что каждый игрок имел какое-то количество чего-то условного. Пуговицы, камешки, фантики… И расплачивались ими.

Кстати, в современных вариантах игры уже нет этого момента платы.

Да, “Гусь” все еще существует! Чтобы в него поиграть, не надо ехать в Фигерас покупать ее в музее игрушки. Достаточно выбрать себе поле на свой вкус (постариннее, покрасивее, из музея Виктории и Альберта и т.д.), распечатать на цветном принтере, наделать фигурок гусей из пластилина или взять разноцветные фишки, ограбить комплект нард на предмет кубиков и вперед!

Текст и фото: Таня Белкина.

В 1991 г. на площади возле церкви Святого Иакова в Логроньо на мостовой было выложено поле для игры в гуся (). Эта игра, теперь детская, была чрезвычайно популярна в Европе: существует множество полей для игры в гуся XVII-XIX вв., напечатанных в Испании, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, в том числе тематических – посвященных отдельным регионам и событиям, скажем, русско-французскому союзу.

Доподлинно известно, что Франческо I Медичи, герцог Тосканы с 1576 по 1587 гг., подарил игру в гуся Филиппу II, королю Испании с 1556 по 1598 гг., (1576), однако по преданию игра появилась намного раньше, в основе ее лежал тайный путеводитель по пути Святого Иакова, созданный тамплиерами. Гусиная лапка, символ, связанный с Нептуном, с паломничеством к океану и с камино, также является одним из знаков тамплиеров: он служит основой тайнописи, использовавшейся храмовниками, а повторенный четырежды, образует крест Ордена.

Поле для игры, символизирующее путь, поделено на 63 клетки. Игроки бросают кости и продвигаются на число клеток, соответствующее выпавшему на 2 кубиках. Цель игры – первым достичь конца пути. Существуют разные варианты правил, мы приводим тот, что показался нам более старинным.

  • Клетки с изображением гуся (5, 9, 14, 18, 23, 27, 32, 36, 41, 45, 50, 54, 59) позволяют продвинуться вперед (иногда сначала перейдя на следующую «гусиную» клетку), если гусь смотрит вперед, снова бросив кости, или вынуждают вернуться, если гусь смотрит назад, на количество клеток определяемое новым броском.
  • Клетки с изображением костей (26 и 53) символизируют удачу: на них можно попасть, выбросив на первом же ходе 6 и 3 или 4 и 5 соответственно. Попав на клетку 26 в ходе игры, игрок перескакивает на 53, и наоборот, попав на 53, должен вернуться на 26.
  • Попав на клетку с изображением моста (6), можно переправиться на следующую (12).
  • Таверна (19) означает пропуск хода (или двух).
  • Попав в колодец (31), игрок должен ждать, пока на эту клетку не попадет другой игрок, тогда он может перейти на поле, с которого начинал его избавитель.
  • Лабиринт (42) сбивает путника с пути, возвращая его на клетку 30.
  • Попав в тюрьму (52), игрок вынужден оставаться в ней три хода или пока другой не займет его место.
  • Клетка 58 символизирует смерть: игрок возвращается в начало пути.
  • После 60 бросается только один кубик, причем нужно выкинуть точное число, недостающее до 63, чтобы завершить игру, иначе придется отсчитывать клетки сначала до 63, а затем обратно.

Если игра велась на деньги, плата собиралась за переправу через мост и за постой в гостинице, а банк доставался победителю.

Трактовок игры существует множество. Одна обращает внимание на сакральные цифры 7 и 9; интервалы между клетками с изображением гуся – 4 и 5 – также дают в сумме 9. 58 (смерть) – несчастливая клетка и несчастливое число (сумма цифр 5+8=13). Другое предание объясняет число клеток в игре тем, что именно 63 полоски было на раковине наутилуса, на которую тамплиеры нанесли схематическое изображение маршрута Святого Иакова. Есть версия, что существовало и 64 поле, мистическое и тайное. Считается, что первые 32 клетки соответствуют пути до Сантьяго, а клетки с 33 по 63 символизируют обратный путь, поэтому, если игровое поле представляет собой спираль, второй виток ее обычно начинается с клетки 33. Спиральное изображение игрового «пути» иногда трактуют как образ змеи, одного из символов Меркурия, бога странствий, а иногда как аллегорию Млечного Пути.

Простое французское поле для игры (


В XIX веке дамы и кавалеры развлекались не только балами и охотой. Большую популярность в то время имели настольные игры. Забавы выбирались на любой вкус. Многие из игр благополучно перекочевали из одного столетия в другое, вот только названия немного изменились. Загадочные «пузеля» были ни чем иным, как пазлами, а морской бой назывался воздушным.

«Пузеля»



Пазлы приобрели популярность в только в 1990-х годах, т. к. в СССР не выпускали такую игру. Зато в Российской империи складывание фрагментов в одну картинку было чрезвычайно популярно. Вот только складывали не пазлы, а пузелЯ. Это слово произносилось на немецкий манер: «пузель».

«Воздушный бой»



Кто только не играл в «морской бой», отправляясь в поездку по железной дороге. В дореволюционной России можно найти аналог этой забавы, но под названием «Воздушный бой». В бархатном комплекте-футляре было цветное поле и литые фишки.

«Путешествие по Николаевской железной дороге»



Цель игры: как можно быстрее «проехать» по железной дороге из точки «А» в точку «Б», бросая по очереди кости. Роль фишек выполняли маленькие литые локомотивы.

«Волк и овцы»



В игре «Волк и овцы» принимают участие четыре человека. Задача играющего за Волка: обойти собачьи конуры, и съесть овец. Остальные – Сторожа, Собаки и Овцы – должны помешать хищнику. Если у Волка заканчиваются ходы – он проиграл. Овцы целы.

«Игра в гусек»



Название настольной игры «В гусекъ» означает, что игроки должны передвигаться по клеткам друг за другом, т. е. гуськом. К тому же, на игровом поле изображены гуси, соответствующие тематике игры. Правила стандартны: кто первым доберется до поля под номером «36», тот победил.



Пока дамы и кавалеры увлекались настольными играми,