Все о тюнинге авто

Игра по биологии и экологии «Что? Когда? Викторина "Что?Где?Когда" (экология) Что где когда по экологии интересные вопросы.

Данное занятие в творческой форме направлено на систематизацию и обобщение представлений о живой природе, на развитие связной речи и правильное использование грамматических форм,.Кроме того, занятие способствует развитию интереса детей к представителям флоры и фауны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 104 комбинированного вида

Московского района Санкт – Петербурга

Конспект

Интеллектуально - экологической игры

Что? Где? Когда?

Знатоки природы

Направление познавательно – речевое

Для детей подготовительных группы

Подготовила

Воспитатель

Бокова Ольга Вадимовна

Санкт – Петербург

Интеллектуально - экологическая игра

Что? Где? Когда?

«Знатоки природы»

Задачи:

Образовательная область «Познание»

Систематизировать и обобщить представления о живой природе;

Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных;

Образовательная область «Коммуникация»

Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление;

Образовательная область «Социализация»

Воспитывать умение выслушивать других детей;

Развивать интерес к различным представителям животного и растительного мира, живущих на планете Земля;

Образовательная область «Безопасность»

Воспитывать доброту, чувства сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, умение вести себя в природе.

Материал : волчок со стрелкой, стол круглый, или столы поставленные в круг, стулья для участников команды, конверты с заданиями, буквы: З,Е,М,Л,Я; CD проигрыватель, запись голосов птиц: совы болотной, утки, вороны, дятла, сороки. Записи звуков насекомых: пчела, комар, кузнечик. 2 листа ватмана формат А -1, цветные восковые мелки. Веселая музыка на усмотрение педагога, под которую дети будут рисовать.

Предварительная работа : НОД по знакомству детей с природой родного края; чтение художественной литературы природоведческой направленности; знакомство с энциклопедией о животных и растениях, рассматривание иллюстраций о природе; придумывание загадок о животных и растениях; составление энциклопедии совместно с родителями о редких животных; оформление выставки поделок из природного материала.

Ход игры: .

Ведущий: Здесь знает каждый, ты и я,

Природу обижать нельзя!

Наша планета Земля – прекрасна, она полна чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, рыбы, растения, насекомые, всем им должно быть хорошо. Но, к сожалению не все замечают красоту окружающего нас мира природы. Гибнут растения, исчезают животные. Мы жители планеты Земля должны любить, беречь и охранять природу- дом в котором мы все живем. Беда пришла и на нашу Землю! Я думаю, мы должны помочь. Сегодня мы проведем интересную и познавательную игру. Правильно выполняя задания и правильно отвечая на вопросы, мы с вами соберем слово из букв, а также в будущем поможем сберечь и приумножить природные богатства, потому что вы много знаете о природе и любите ее. Итак, начинаем игру в нашем клубе знатоков природы Что? Где? Когда?

Путем жеребьевки выбираются участники команды (6-8чел.), остальные болельщики. Ведущий объясняет правила игры: с помощью волчка выбираем конверт. В конверте вопросы. Команда отвечает на вопросы. Если на все вопросы даны правильные ответы, команда получает букву из конверта. Когда закончатся все конверты, на все вопросы будут получены ответы, у команды будет пять букв, из которых мы составим слово. Если команда, вдруг не сможет ответить на какой – то вопрос, ей смогут помочь болельщики. Для болельщиков тоже приготовлены задания. Они также лежат в конвертах. Так что никому скучать не придется. Итак крутим волчок. (конверты выпадают в любом порядке в зависимости где остановится стрелка волчка)

Конверт № 1 «Наши друзья птицы»

Вопросы:

1 Пингвин – птица или нет? (да)

2 Почему снегиря так назвали? (прилетает с первым снегом)

3 Для чего птицам нужен хвост? (используется вместо руля )

4 где зимой вороны спят? (на деревьях, в садах, на улицах )

5 Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?(кукушка)

6 Перед какой погодой птицы перестают петь ?(перед дождливой)

7 Какую птицу называют крылатой кошкой? (сову)

8 Назовите три домашние птицы, четыре лесные птицы, три городские птицы

9 Дидактическая игра «Узнайте птичку по голосу» звучат голоса птиц: совы болотной, дятла, вороны, сороки, утки. Дети угадывают.

После ответов на вопросы детям отдается первая буква «З».

Ведущий : теперь проведем конкурс для болельщиков . Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу должны захлопать в ладоши и затопать поправить меня.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают и топают)

Что неправильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы. Аисты. Вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы: голуби. синицы, галки и стрижи, комары , чижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, стрижи, галки и чижи.

Молодцы болельщики не подвели команду, справились с заданием. Хорошо ребята вы оказались настоящими знатоками птиц.

Конверт № 2. «Загадочный лес»

Вопросы

1 Отгадайте загадку. Весной одевается, осенью раздевается. (лес)

2 Какие животные живут в наших лесах?

3 Лев – дикое или домашнее животное? Почему?

4 Чем питается медведь, когда спит?(запасом жира )

5 Кто может пить ногой? (лягушка)

6 Кто бежит, выставляя задние лапы вперед? (заяц)

7 Где живет в лесу белка? (в дупле )

8 Назовите животных хищников(волк, медведь, кабан, тигр, гепард, ягуар ит.д.)

После ответов на вопросы детям дается вторая буква «Е»

Ведущий: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите « Да », а если плохо – то все вместе говорите « Нет». Слушайте внимательно:

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок не пеньке оставлю.? (да)

Если ветку подвяжу. Колышек подставлю? (да )

Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду?(нет )

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)

Ведущий : Молодцы. Все вы знаете, что лес не только для нашей забавы. Он богатство нашей страны. Все деревья, ягоды, кусты, выросли нам на пользу. Берегите Лес ребята, он наша радость.

Ведущий:

Вы ребята пришли на лесную поляну. Скажем вместе и выполним упражнение

Здравствуй лес, прекрасный лес )

Полный сказок и чудес! (повороты в право, влево с вытянутыми в стороны руками)

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою? (руки подняты вверх. Дети покачиваются вправо, влево)

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? (дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо, влево)

Все открой – не утаи! (широко развести руки в стороны )

Ты же видишь (прижать ладони к груди)

Мы – свои! (широко развести руки в стороны )

Только в лес мы вошли (маршируют)

Появились комары (имитируют укусы комаров )

И медведя мы встречаем (раскачивание туловища из стороны в сторону)

Перед нами водоем (руки в стороны )

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее! Раз-два, раз-два! (руки на поясе, прыжки вперед, назад)

Позади теперь вода (маршируют)

Ветер дует нам в лицо (руками машут себе на лицо)

Закачалось деревцо (руки поднять вверх. Покачивание вправо – влево )

Ветер тише-тише-тише (приседание руки опускают вперед)

Деревцо все выше – выше (поднимаются на носочках руки поднимают вверх )

Молодцы ребята.

Конверт № 3 «Растения наши друзья»

1 Трава которую и слепой знает. (крапива)

2 Лекарственное растение. Которое используется при головной боли, глазных заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)

3 Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник )

4 Лекарственное растение, которое хорошо и в свежем, и в сушеном виде. (малина, шиповник )

5 В этой ягоде много витамина С. А куст, на котором она растет, колючий. (шиповник )

6 Как называются цветы, которые растут в саду? (садовые) , на лугу? (луговые ), в поле? (полевые ), В лесу? (лесные ). Назовите хотя бы одно растение: луговое, лесное, садовое, полевое.

7 Что нужно для того чтобы растения выросли красивыми, душистыми, ароматными? (земля, вода, воздух, тепло, забота людей )

8 Назовите каждый любой цветок который вам больше всего нравится.

После ответов на вопросы ведущий дает команде третью букву «М»

Ведущий показывает изображение цветов, дети подбирают красивые слова к цветам .(Например: белый, розовый, голубой, синий, лиловый, желтый, зеленый, нежный, душистый, ароматный, золотой, лучистый, веселый, нарядный, красивый и т.д).

Молодцы ребята, справились и с этим заданием.

Конверт № 4 « Знакомые и незнакомые насекомые».

1 Почему насекомых так называют? (на брюшке есть насечки)

2 Назовите как по внешнему виду узнать насекомое? (есть голова, брюшко, на голове глазки и усики. шесть ног. есть пара или две пары крыльев )

3 Куда деваются насекомые осенью?(некоторые прячутся под кору деревьев, некоторые погибают)

4 Назовите самое трудолюбивое насекомое? (муравей)

5 Какую пользу приносят земляные черви? (рыхлят землю)

6 У кого уши на ногах? (у кузнечика )

7 У кого самый чуткий нос? (у бабочки)

8 Есть ли у комара зубы и, если они есть сколько? (двадцать два)

9 Как можно оберегать насекомых? (не ловить, не давить, не трогать )

10 Послушайте запись со звуками насекомых и угадайте их.

(включается запись со звуками: пчелы, комара, кузнечика)

Молодцы, вот вам четвертая буква «Л»

Теперь игра с болельщиками.

Я буду загадывать загадки, вы отгадывать.

1 Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком- он поделится медком. (пчела )

2 Не зверь, не птица – нос как спица. (комар)

3 С ветки на тропинку, с травки на былинку

Прыгает пружинка – зеленая спинка (кузнечик)

4 Волосата, зелена, в листьях прячется она.

Хоть и много ножек, бегать все равно не может.(Бабочка)

Молодцы, хорошо.

Поиграем в игру « Кузнечики» Дети выполняют движения под текст.

Поднимите плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг - скок! Прыг – скок! Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем, тишину послушаем.

Тише, тише! Высоко прыгай на носках легко!

Молодцы, хорошо справились и с этим заданием.

Крутим волчок.

Конверт № 5 « Решение ситуаций»

1 Гуляли по лесу Аня и Алеша с родителями и увидели большой муравейник. «Давай посмотрим, что там внутри муравьиного дома», - сказал Алеша. «Давай, сказала, - Аня. Они взяли палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала: «Если бы муравьи умели говорить, они сказали бы вам, что…» Что сказали бы муравьи?

2 На день рождения Кате подарили щенка. Наконец – то сбылось ее мечта! Она так долго уговаривала родителей купить ей щенка или котенка. И вот наконец у нее появился друг, щенок по имени Верный. Катя первое время играла и гуляла с ним, кормила его. А потом у Кати появилась говорящая кукла. О щенке Катя вспоминала редко, а когда он заболел, она сказала маме: «Больной собаке не место в доме». Правильно ли поступила девочка?

Ведущий: Молодцы ребята и с этим заданием вы справились успешно. Вот вам последняя буква «Я».

Какое слово у нас получится, если сложить буквы .(дети из букв складывают слово и читают )

Ведущий Правильно слово «Земля». Какие вы молодцы, как много вы знаете о природе нашего родного края и нашей планеты Земля. Сегодня у нас нет проигравших, все в выигрыше. Благодарю вас за участие в игре. Послушайте стихотворение о нашей планете.

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля – Дом наш родимый ребята!

Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи и дым, в обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим мы Землю садами, цветами –

Такая планета нужна нам с вами.

Надеюсь, вы станете хорошими друзьями природы и будете ее беречь и защищать. Ребята, вы помните, мы начали с того, что наша планета Земля в опасности. Осталось только одно последнее задание для всех. Будем рисовать мелками нашу любимую Землю и всех, кто на ней живет. (Дети под руководством педагога рисуют. Звучит веселая музыка).

Рисунок детей с изображением планеты Земля оставить на время в зале, чтобы дети других групп могли просмотреть и полюбоваться.

Список используемой литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 2012год
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год
  3. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» издательство Детство Пресс 2008 год

Елена Никулина
Конспект интеллектуальной игры по экологии «Что? Где? Когда?» в подготовительной логопедической группе

МКДОУ «Золотухинский детский сад»

Конспект интеллектуальной игры

«ЧТО?ГДЕ?КОГДА

Логопед : Никулина Е. С.

Цель : Закрепить знания детей о природе, формировать к ней устойчивый интерес .

Задачи :

Образовательные :

Закреплять умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Продолжать формировать умение выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.

Развивающие :

Расширять и активизировать словарь по пройденным лексическим темам.

Развивать связную речь у детей.

Развивать логическое мышление, внимание, память, слуховое восприятие.

Развивать умение применять на практике жизненный опыт в нужный момент.

Развивать координацию речи с движениями.

Закреплять умение отгадывать описательные загадки.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, желание охранять и оказывать ей посильную помощь.

Воспитывать любознательность, усидчивость.

Оборудование :

Демонстрационный материал : оформление музыкального зала; столы для участников игры , игровой стол-круг, разделенный на 8 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза» ; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик; знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; два комплекта галстуков (жёлтые и красные) участникам команд; опознавательные знаки на столы со словами «Знатоки» и «Умники» ; опознавательные знаки для капитанов - эмблемы; музыкальные заставки для начала игры , для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; видеозапись с вопросами для 2-х команд, демонстрирующая через компьютер, как бы из интернета , поощрительные подарки для детей.

Ход игры:

Ведущий :

Добрый день, дорогие гости нашего детского сада.

Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда . Встречайте наших знатоков.

(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда . Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами и зрителями.)

Ведущий :

Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда .

Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются) .

Правила игры . На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают 1 балл.

Вы знаете, что в эту игру играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.

Ребята, но для того чтобы играть в игру надо соблюдать правила игры :

1-ое : Выкрикивать заранее ответ нельзя. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ не правильный, то на этот вопрос может ответить другая команда и получить этот балл.

2-ое : Вращаем волчок, куда показывает стрелка, тот номер конверта мы и открываем.

Ведущий :

В игре участвуют две команды : «Знатоки» и «Умники» во главе с капитанами. Итак, я прошу команд поприветствовать друг друга

1-ый капитан :

Команда «Знатоки» .

- Наш девиз :

Члены команды «Знатоки» :

Мы знатоки, а это значит

Нас ждет успех и ждет удача!

Вперед к победе наш девиз!

А, кто слабее – берегись!

2-ой капитан : - Команда «Умники» .

- Наш девиз :

Члены команды «Умники» :

Мы умные и смелые,

А в деле мы умелые.

Победим мы в этот раз!

Нам соперник не указ!

Ведущий :

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

"Что" мышкой шныряет,

Под листьями в норах,

"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит "отчего" на зеленом листе,

"куда" полетело верхом на жуке,

"зачем" вслед за ящеркой

Влезло на пень.

Вопрос за вопросом,

И так - целый день.

Ведущий :

Наша сегодняшняя игра посвящена экологии . Экология - это наука о законах жизни природы. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу : от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

Итак, 1 – й раунд! (звучит музыка вращения волчка) .

Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Внимание! Вопрос!

Конкурс «Что не так?

Ведущий :

Случилось несчастье, произошла путаница, когда животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам и позвать их! Вам нужно правильно назвать маму животного, ребенка и место их жительства.

Вопросы команде «Знатоки»

У волчицы лисята. Они живут в логове .

У медведицы зайчата. Они живут в берлоге.

У лисицы медвежата. Они живут в норе.

Вопросы команде «Умники»

У ежихи бельчата. Они живут в норке.

У зайчихи ежата. Они живут под кустом.

У бельчихи волчата. Они живут в дупле.

Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.

Ведущий : 2 раунд!

(Звучит музыка «вращение волчка» , игрок вращает волчок.)

«Экология и сказки »

Ребята, мы с вами знаем много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты .

Ведущий : Вопросы для 1 команды :

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

Ответ : Сказка «Красная шапочка» , экологический момент – волк хищный зверь.

Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Сказка «Муха-Цокотуха» , экологические моменты – сказка о насекомых.)

Вопросы для 2-й команды :

- Красна девица, грустна :

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Сказка «Снегурочка» , экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

Маша в лес пошла с лукошком.

Заблудилась там немножко.

На избушку набрела,

Кашу съела, спать легла.

(Сказка «Три медведя» , экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)

Ведущий :

Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)

3 раунд «Вопрос от наших постоянных зрителей»

(Знатокам задаются вопросы через компьютер родителями)

Вопрос для 1 – й команды

Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).

Вопрос для 2- й команды :

Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (Ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее).

Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)

4. раунд «Как вести себя в природе» . Ситуации для каждой команды

Ведущий :

А сейчас мы с вами разберем ситуации поведения в природе. Ваша задача ответить правильно ли на ваш взгляд поступали дети и почему вы так считаете.

1-я ситуация

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботится о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий. Правильно ли девочки поступили?

2-я ситуация

Две сестренки гуляли по лесу.

Какой красивый цветок! Интересно , как он называется?

Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Ведущий. Правильно ли поступили девочки?

3-я ситуация

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Ведущий. Правильно поступил мальчик?

Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

4-я ситуация

После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Дети оставляют банку с червями закрытой.

Ведущий : Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

(Подводим итог в баллах)

5 - Физкультминутка (движения выполняются под музыку)

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

6 - раунд. «Блиц - турнир для капитанов»

Вопросы для капитана команды «Знатоки»

1 вопрос. - Бледная, очень ядовитая на пути у грибника? (поганка)

2 вопрос. - Ливень из ледышек? (град)

3 вопрос. - Ёлкины иголки? (хвоя)

4 вопрос. - Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (утенок)

Вопросы для капитана команды «Умники»

1вопрос. - Кто ест желуди? (свинья)

2 вопрос. - Кто ест бананы? (обезьяна)

3 вопрос. - Кто грызёт орехи? (белка)

4 вопрос. - Кто ест мышей? (кошка)

(за каждый правильный ответ начисляется балл, называется общее количество баллов по итогам 5 конкурсов)

7 раунд – черный ящик

«Чёрный ящик» - в студию.

В этом чёрном сундучке

Прячется загадка.

Вы загадку отгадайте,

Что там прячется, узнайте.

Если правильный ответ, крышку поднимайте,

Что найдёте там, внутри, смело доставайте.

1-я команда

То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения. Правильно, это семена и плоды. Открывают «Черный ящик» . Рассматривают семена подсолнечника, гороха, ноготков, крылатки клёна, плоды шиповника и др.

2- я команда

Цветы этого дерева похожи на свечки. Его плоды созревают в колючей скорлупе. Скорлупа раскрывается - значит, плод созрел. Про плод можно сказать что он коричневый, гладкий. Что в чёрном ящике? (Каштан)

8 раунд - Музыкальный марафон»

Я предлагаю командам прослушать аудиозаписи и определить и назвать что за природные звуки они слышали.

1 команда

Жужжание пчел;

Пение соловья;

2- я команда

Марина Ишкальдина
Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (на экологическую тему)

Игра-викторина "Что? Где? Когда?»

(на экологическую тему) для детей старшей группы детского сада.

Цель : Активизировать знания детей о животных, растениях. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, стремление самим беречь природные богатства и призывать к этому окружающих.

Материалы и оборудование: столы для знатоков, жюри и телезрителей, конверты с вопросами, чёрный ящик с экологическими знаками, игрушечный телевизор, медали «Юные знатоки природы»

В зал под музыку входят дети, садятся за круглые столы, их приветствуют дети, взрослые.

Ведущий : Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады видеть вас на игре для маленьких эрудитов «Что? Где? Когда?». Команда знатоков играет против команды телезрителей. В качестве телезрителей сегодня выступают родители.

Итак, я представляю команду «Знатоков» (называет детей) . Капитан команды… Члены команды …

А какая игра без жюри! Я представлю вам членов жюри: …

А сейчас я ознакомлю вас с правилами игры.

На столе у знатоков лежат конверты. В этом конверте написано, кто из телезрителей играет против команды. Телезритель задаёт вопрос команде. Даётся время на обсуждение. После чего знатоки отвечают на вопрос. Затем телезритель даёт свой ответ.

Ну что же, уважаемые знатоки, позвольте пожелать вам удачи и успехов!

Итак, начинаем. 1-ый раунд игры.

Начнём с капитана. Карина, бери любой конверт.

Против команды знатоков играет телезритель Александрова Вера Фёдоровна.

Внимание на экран!

:

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос «Кто из животных трижды меняет своё обличье?»

Ведущий

Звучит музыка…Музыка замолкает.

.

(Телезритель зачитывает правильный ответ): это насекомое-бабочка. Сначала она представляет из себя гусеницу, затем куколку и только потом превращается в бабочку).

Да, вы правильно ответили…

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт 1: 0 в пользу знатоков. Продолжим игру.

Начинаем 2-ой раунд ! Динара берёт любой конверт…

Против Вас играет Галиева Наталья Дамировна… Внимание на экран.

В экране телевизора появляется названный родитель :

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос: Для чего птице хвост?»

Ведущий : Время пошло! Обсуждайте! Думайте, отвечайте на вопрос (звучит музыка) .

Ваше время прошло. Капитан, кто будет отвечать? (Названный капитаном игрок отвечает на вопрос) . А теперь внимание на экран! Правильный ответ… птица управляет в полёте хвостом, как рулём)

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:2:0 в пользу знатоков. Объявляется литературная пауза.

Литературная пауза

Дети читают стихи.

1. Любите родную природу,

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобой

Навеки родная земля.

2. На ней мы с тобою родились

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

3. Птицы, рыбы и звери,

В душу людям смотрят,

Вы их жалейте, люди,

Не обижайте зря.

Ведь небо без птиц, не небо!

А море без рыб, не море.

И земля без зверей, не земля!

4. Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь,

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

5. Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий : Спасибо, ребята! Мы продолжаем. 3-ий раунд. Толя, бери любой конверт. Внимание на экран. Против вас играет телезритель Алешкова Светлана Васильевна.

В экране телевизора появляется названный родитель : «Уважаемые знатоки! Назовите несъедобный гриб, который служит лекарством для животных?»

Ведущий

Звучит музыка…Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать?

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ: это гриб-мухомор).

Спасибо, ребята! Счёт: 3:0 в пользу знатоков. Продолжаем игру.

4-ый раунд. Настя, бери любой конверт. Внимание! Против вас играет телезритель Строкина Ольга Юрьевна.

Вносится чёрный ящик. Из него достаются 2 экологических знака.

Телезритель : Что означают эти знаки?

Ведущий : Время пошло! Звучит музыка…Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает).

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ. Телезритель зачитывает правильный ответ : 1 знак означает: Нельзя рвать в лесу, на лугу цветы и траву- пусть красивые растения украшают нашу Землю. 2 знак – Не трогай яйца птиц в гнёздах. Иначе взрослые птицы могут бросить свои гнёзда и не вылупленные птенцы погибнут.

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:4:0 в пользу знатоков.

Музыкальная пауза - дети поют песню «Не дразните собак».

5-ый раунд.

Полина, бери любой конверт. Против команды знатоков играет телезритель Калугина Алёна Петровна. Внимание на экран!

«Уважаемые знатоки! Ответьте на вопрос «Какие домашние животные похожи на диких?»

Ведущий : Вам даётся время, чтобы подумать, тихим голосом обсуждайте и высказывайте своё мнение. Минута пошла.

Звучит музыка. Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает).

А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ: свинья похожа на кабана, волк -на собаку, рысь- на кошку, заяц – на кролика).

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт:5: 0 в пользу знатоков.

6-ой раунд . Ваня, бери любой конверт.

Против команды знатоков играет телезритель Замыцкая Ольга Александровна. Внимание на экран!

В экране телевизора появляется названный родитель:

«Уважаемые знатоки! Назовите самую маленькую птицу на Земле»

Ведущий : Время пошло, обсуждайте, думайте!

Звучит музыка… Музыка замолкает.

Ваше время истекло. Капитан команды, кто будет отвечать? (Капитан называет ребёнка, тот отвечает) . А теперь, внимание на экран! Правильный ответ.

(Телезритель зачитывает правильный ответ : самая маленькая птица на Земле – колибри).

Ведущий : Молодцы, ребята! Счёт: 6: 0 в пользу знатоков.

Физкультминутка

Светит солнышко в окошко, потанцуем мы немножко!

Ведущий : Ну что ж, уважаемые знатоки, наша игра подходит к концу.

Предоставим слово жюри! Жюри подводит итоги.

Конкурс «Самый любознательный родитель»

А теперь дети зададут вопросы родителям…

1. Какое дерево цветёт позднее всех? (липа цветёт летом)

2. Какая ягода заменяет лимон? (клюква содержит лимонную кислоту)

4. Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

5. Какая птица самая большая на Земле? (страус)

Ведущий : Уважаемые знатоки! Вы сегодня заслужили много добрых и хороших слов. Во время игры вы справились со всеми заданиями. Ответили на все вопросы правильно. Вы – настоящие знатоки природы.

Награждение медалями «Юные знатоки природы"

Мы благодарим наших дорогих родителей за участие в нашей викторине!

Игра экологическая «Что? Где? Когда?»

Цель игры : формирование активного экологического поведения и нравственно-ценностных ориентаций школьников в отношении к природе.

Задачи:

  1. Расширять кругозор и знания о природе;
  2. Развивать познавательную активность, экологическую культуру, умение сравнивать и делать выводы;
  3. Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому и способствовать воспитанию любви к родному краю.

Ход игры.

Ученик:

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родной, ребята!

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Охранять будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей,

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами.

На сцене стоит стол для игры «Что? Где? Когда?» Вокруг него шесть стульев, посередине юла.

Двое ребят несут «черный ящик» и разговаривают между собой:

1-й: Долго нам ещё идти?

2-й: Нет. Почти пришли уже.

1-й. А куда мы идем?

2-й: На игру.

1-й: А ящик зачем несем?

2-й: Там узнаешь.

Обращается к залу:

2-й: Скажите, пожалуйста, игра здесь проходит?

(Ему отвечают, что да, здесь)

2-й: Ну вот и пришли.

Ребята ставят ящик и одновременно правой рукой отирают пот со лба

Черный ящик прибыл?

Ребята хором отвечают:

Ведущий: Тогда начинаем. Итак, мы начинаем зимний сезон игры «Что? Где? Когда?». Попрошу знатоков занять свои места за игровым столом.

Ребята проходят с важным видом и занимают места за столом.

Ведущий: Уважаемые знатоки! Сегодня в нашей игре разыгрываются вопросы. Все они пришли из Курской области, Фатежского района

с. Солдатского. Внимание на экран.

(На экране идет презентация: это растения, животных и водные объекты)

Ведущий: А теперь внимание - вопрос! Почему именно вы увидели эти фотографии на экране. Минута на размышление.

Один из ребят звенит в колокольчик. Знатоки начинают обсуждение .

Там были фотографии растений, это что то связано с ними.

А ещё там были животные, может это что то связано сними.

Нет. Видели, там были ещё водоёмы. Значит это все связано.

Я вспомнила, нам читали стихотворение, может это охрана их.

Или может защита их.

А мне кажется, что это охрана окружающей природы.

Один из ребят звенит в колокольчик

Ведущий : Минута прошла. Знатоки, прошу прекратить обсуждение. Кто будет отвечать?

Отвечать будет Марина.

Эта презентация Защита и охрана окружающей природы.

Ведущий: Внимание, правильный ответ. Это Охрана и защита окружающей нас природы.

(ребята жмут друг другу руки, улыбаются.)

Ведущий: Я попрошу внимания. Следующий вопрос. Его задает один из учащихся «Солдатской ООШ» Бесштанько Сергей.

Его мы пригласили к нам на игру, чтобы он мог задать свой вопрос лично.

Прошу Сергей.

Сергей читает

Ведущий : Вопрос знатокам. Отметьте те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили и что можно сделать. Минута на обсуждение. Время пошло.

Кто-нибудь из девочек:

Мы берем музыкальную паузу.

Звучит песня в записи. Ребята за столом: кто поднимается, кто просто откидывается на спинку стула.

Песня заканчивается.

Ведущий: Итак, повторяю вопрос: Отметьте те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили и можете ли вы их назвать. Время пошло.

Один из ребят звенит в колокольчик. Ребята сначала немного сидят, задумавшись, потом начинают обсуждать.

Ребята давайте вспоминать какие были нарушения?

Да, он что-то про музыку, про грибы говорил…

Что-то там еще про ветки, костер было…

Ещё, ещё версии, времени мало.

У меня ещё записано - яйца, ёжик, муравейник, дерево, цветы…

Нам надо сформулировать ответ.

Ну может там ещё что-то было.

Я, кажется, поняла. Какие это нарушения.

Ведущий: Прошу прекратить обсуждение. Ваш ответ, господа знатоки!

Мы пришли к выводу, что эти нарушения сделаны незнанием учащихся правил поведения в природе.

Ведущий: Ваша версия принята. На столе лежат знаки, выберите которые подходят к вашему ответу. А теперь, внимание - правильный ответ.

Это знаки -правила поведения в природе. Озвучьте их.

(Ребята вешают знаки на стене)

Ведущий: А теперь внимание - вопрос! Уважаемые знатоки скажите что это за растения (ромашка, ландыш, подорожник, душица, бессмертник, мать-и- матьчиха, колокольчик, крушина ломкая)

Это наверно лекарственные растения;

Они все произрастают у нас;

Я вспомнила мы их встречали когда ходили на по экологической тропе.

Ведущий : Минута прошла. Знатоки, прошу прекратить обсуждение. Ваш ответ.

Это лекарственные растения.

Ведущий: А теперь, внимание - правильный ответ. Да это действительно правильный ответ.

Ребята радуются, пожимают руки.

Ведущий: Я попрошу внимания. Следующий вопрос. Его задает учитель биологии Солдатской Школы Озерова Валентина Ивановна. Внимание на экран.

Валентина Ивановна задает вопрос

Ведущий : Попрошу вынести черный ящик.

(Ребята вынося его и ставят на стол)

Мне кажется что там должно быть

Один из ребят звенит в колокольчик.

Ведущий: Знатоки, прошу прекратить обсуждение. Кто будет отвечать?

Отвечать будет Алексей.

Эта красная книга.

Ведущий : Попрошу помощника открыть черный ящик. Внимание, правильный ответ. Это Красная книга.

Ведущий: Я попрошу внимания. Разыгрывается последний вопрос.

Уважаемые знатоки в нашем селе есть экологические проблемы, прошу вас придумать обращение к гражданам нашего села.

Ребята пишут плакат- призыв.

Уважаемые жители нашего села! Убедительно просим вас: «Не загрезняйте окружающую природу! Остановите человека, который своими действиями ухудшает экологию!» Всё в наших руках и в наших силах!

Защитники природы.

Показывают его.

Все кланяются и уходят под музыку. Мальчик, который идет последним, возвращается:

Благодарим вас всех за понимание.

Откланяюсь. Спасибо за внимание.

Игра проходит в один тур. Принимают участие команды по 6 человек с 6 по 11 классы. В команде выбирается капитан, он представляет отвечающего или отвечает сам, если у команды нет ответа.

На доске табло с номерами вопросов по восьми номинациям.

Табло соревнований

Экология

Ботаника

Зоология

Анатомия

Биоразно

Краеведение

Ход игры

В самом начале игры звучит музыкальная композиция, потом жеребьевка и капитаны тянут номер, кому начинать первым. Потом номер и номинацию называет команда, которая дала правильный ответ.

Игра началась. Продолжительность игры - 1 час, через 30 минут - пятиминутный перерыв.

Учащиеся могут отдохнуть и произвести замену игроков.

Капитаны команд встают, называют номинацию и номер вопроса (например, эрудит 4). Ведущие зачитывают вопрос, дается время на обдумывание - 1 минута, после этого слушаются верные ответы по первым поднятым трем рукам трех команд. Потом зачитывается правильный ответ. Если команда правильно отвечает, ей дается 1 балл (см. специальное табло):

Во время паузы учащиеся показывают музыкальный номер «Маленькая страна».

По окончании игры (продолжительность - 1 час) подводятся итоги.

Из команд-победительниц формируется районная команда- победительница для дальнейшей игры на городском конкурсе в ГорСЮН.

Всем удачи и побед!

(Вопросы по игре прилагаются)

Экология

1. Фенек обитает в пустынях Африки, лисица обыкновенная. типична для умеренных широт, песец живет в тундре. Почему эти близкие в систематическом отношении виды (песец, лисица обыкновенная и фенек) значительно различаются по величине ушей? (Температура среды оказывает существенное формообразующее влияние на животных из близких в систематическом отношении видов с постоянной температурой тела, наблюдается тенденция к уменьшению площади выступающих частей тела, поскольку они отдают в окружающую среду наибольшее количество тепла)

2. Для защиты растений от вредителей и болезней, борьбы с сорняками широко применяются пестициды. Почему применение пестицидов опасно для человека? (Ядохимикаты, попадающие в организм человека с пищевыми продуктами (продуктами земледелия), вызывают тяжелые отравления и различные заболевания)

3. Экологи встревожены осушением и засыпкой значительных площадей в приливно-отливной зоне морей и устьях рек (где река впадает в море) с целью строительства в этих местах городов, курортов, создания обширных зон отдыха для развлечения туристов. Объясните с научной точки зрения обоснованность беспокойства экологов. (Прибрежные участки и устья рек представляют собой «инкубаторы» и «птичники» для многих видов морских организмов. Эти участки служат местами гнездования, кормежки и отдыха перелетных птиц. Разрушение мест обитания при строительстве - самая частая причина вымирания или резкого сокращения численности дикорастущих растений и диких животных)

4. Членистоногие на поверхности моря, особенно в полосе прибоя, встречаются очень редко, но зато они обильно представлены в пресных водах. Назовите возможные причины, мешающие насекомым жить на поверхности моря. (Морская вода в полосе прибоя богата поверхностно-активными веществами, вырабатываемыми водорослями, которые создают пену, служащую настоящей ловушкой для насекомых. Появляющаяся при волнении моря пена снижает поверхностное натяжение, и насекомые не могут удержаться на поверхности воды)

5. На некоторых участках степных заповедников выкашивают траву или ограниченно выпасают домашних животных. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы в заповедниках? Ответ аргументируйте. (Сообщества степей формировались под постоянным воздействием стравливания дикими копытными животными (прежде всего турами). Степь, огражденная от выпаса (такие опыты неоднократно проводились), резко меняет свой облик. Исчезают многие разнотравья, появляются новые, накапливается толстый слой остатков растений.

Поэтому сенокошение, являясь имитацией стравливания, крайне необходимо для сохранения растительных сообществ степи при отсутствии диких копытных животных. Однако сенокошение, в отличие от стравливания, происходит не избирательно и одномоментно.

Ограниченный выпас сельскохозяйственных животных также может заменять положительное влияние диких копытных на степное сообщество)

6. Семья шмелей состоит в среднем из 100 рабочих особей, совершающих в погожий день не менее 20 вылетов. За каждый вылет шмель посещает приблизительно 240 цветков. Сколько цветков может опылить семья шмелей за один месяц? На основании подсчитанного сделайте вывод о значении шмелей для насекомо- опыляемых цветковых растений. (Семья шмелей опыляет в день 10-12 млн цветков. Пчелы одной семьи в день опыляют не менее 360 млн цветков. Поэтому общественные пчелы как опылители имеют исключительное значение. Связи насекомых-опылителей с цветковыми растениями, развивавшиеся в течение длительной эволюции, постепенно выразились в такой зависимости, что их раздельное существование невозможно)

7. Человеку очень трудно собирать кокосовые орехи с высоких пальм. Применение техники не всегда возможно, да и дорого, как быть? (В Таиланде существуют специальные школы для обезьян, где четвероруких обучают собирать кокосовые орехи с пальм. Хорошо обученный длиннохвостый макак за день собирает до 1400 орехов)

Ботаника

1. Какое растение кормит, лечит, одевает, наказывает? Что вы о нем знаете? (Крапива)

2. Какую кашу можно сварить из будущего веника? (Пшенную)

3. В какие цветы Зевс превратил любопытных людей, которые подглядывали из-за кустов за богиней Афродитой в то время, когда она купалась? (В анютины глазки)

4. Какое растение Карл Линней назвал пищей богов? (Какао)

5. Согласно легенде, Кентавр нашел, что сок этого растения обладает драгоценными свойствами заживлять раны. Он исцелил им свою рану, нечаянно нанесенную отравленной стрелой Геракла. Именно с этих пор растение имеет название «центаура», то есть цветок Кентавра. Кентавр впоследствии пожертвовал собой, отказался от бессмертия и ушел вместо Прометея в царство мертвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нем. (Василек)

6. В Красную книгу заносят исчезающие виды растений. А куда переводят спасенное растение? (В Зеленую книгу спасенных)

7. Какое растение утверждает, что является моющим, чистящим средством? (Ягель-ягель)

Зоология

1. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира)

2. Плавают ли муравьи? Если да, то как далеко? (Да, могут реку переплыть)

3. Какой паук является страшным врагом верблюда? Почему? (Ядовитый паук - каракурт. После его укуса верблюд погибает или становится неработоспособным)

4. Широко распространенное на Земле животное? (Крыса)

5. Какой породы была собака:

В рассказе А. Чехова «Дама с собачкой»? (Шпиц)

В рассказе А. Чехова «Каштанка»? (Помесь таксы с дворняжкой)

В повести Д. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»? (Фокстерьер)

В повести Джека Лондона «Белый клык»? (Смесь волка с собакой)

6. Какие насекомые сами умеют делать бумагу, а потом из нее строят себе жилища? Как они это делают? (Шершни, осы. Они вырабатывают бумагу из древесной массы, соскабливая дерево челюстями и смачивая его клейкой слюной, из полученной бумаги и мастерят себе гнездо)

7. Какой представитель кошачьих умеет ловко подражать голосу оленя, заманивая его? Он же может переплывать реки. (Тигр)

Анатомия

1. Когда Петр I приказал по утрам чистить зубы, боярыни возмущались: «Белые зубы у арапов и у обезьян, а у боярынь всегда черные!» Почему? (Заморский в то время сахар стоил дорого и лакомиться им было очень престижно. Вот и чернили зубы: дескать, сахара много едят)

2. Европейская медицина лечит болезни. А что в отличие от нее лечит китайская медицина? (Человека. «Лечи не болезнь, а человека - девиз китайских медиков уже 30 веков»)

3. В борьбе за здоровое питание дошли до того, что пишут о его отсутствии даже на бутылках с растительным маслом, где его не может бьггь по определению. О каком веществе идет речь? (О холестерине, который содержится только в животных жирах)

4. Для дачи наркоза человеку на лицо накладывают маску. Можно ли усыпить таким способом насекомое? Почему? (Нет, у них дыхальца - на брюшке)

5. Где в теле каждого человека расположен осветительный прибор, что это за прибор? (В позвоночнике - ночник)

6. На древних олимпиадах запрещалось использование этого природного допинга. Оказывается, что его регулярное применение вдвое снижает риск заболеть раком желудка и кишечника. Что это за растение? (Чеснок)

7. В Древнем Риме считалось, что употребление в пищу этого злака способствует развитию мускулатуры, поэтому он занимал особое место в питании гладиаторов. Что это за злак? (Ячмень)

История

1. Какой сорт сливы назван по имени французской королевы? (Ренклод)

2. Придворный этикет феодального Китая требовал от того, кто разговаривает с императором, держать во рту этот цветок. Какой? Почему? (Гвоздику. Она использовалась как дезодорант еще с III века до н. э)

3. С 1 января 1991 г. страны-члены ЮС признали ее фруктом, чтобы Португалия могла производить и продавать конфитюр из нее. Что это за плод? (Морковь)

4. Каждую осень в американском штате Нью-Хемпшир проходит регата на этих гигантских выдолбленных плодах с мотором и парусом. Что это за плоды? (Тыквы)

5. Какие бобы у ацтеков во времена Монтесумы служили деньгами? (Какао-бобы)

6. Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? Почему? (Сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались)

7. Какой современный стиль плавания носит имя насекомого? (Баттерфляй - бабочка)

Биоразнообразие

1. Из какого дерева были изготовлены:

Скипетр Юпитера? (Из дуба)

Троянский конь? (Из ели)

Стрелы Амура? (Из кедра)

2. Назовите минералы, которые связаны с растениями. (Гранат, цитрин, березит, моховик, горный лен)

3. Название какой страны переводится на русский язык как «птичий хвост»? (Уругвай, в Южной Америке)

4. Эндемиками какой страны являются попугаи розеллы? (Австралии)

5. На каком континенте нашли волосатую лягушку? (В Африке, но это не шерсть, а выросты кожи, они помогают лягушке дышать под водой)

6. Назовите грушу с высоким европейским дворянским титулом? (Дюшес - сорт крупных сочных южных груш. Дюшес - по-французски «герцогиня»)

7. Вика и Виктория - так могут называть одну и ту же девочку. В растительном мире тоже есть вика и виктория. Одно ли это растение или разные? Если да, назовите семейства. Что вы о них знаете? (Вика - травянистое растение семейства бобовых; Виктория - водное растение семейства кувшинковых с цветками диаметром 25-35 см, распускается перед закатом белой, как снег, на второй день - розовеет, на третий - становится алой)

Краеведение

1. Какое дерево наших лесов цветет первым, а какое последним? (Ольха, липа)

2. Древние славяне считали, что на этом дереве растут молодильные яблочки. Что это за дерево? (Дуб)

3. Издревле на Руси под Рождество ходили ряженые в масках сказочных героев. Маска медведя символизировала богатство, коровы - долгую жизнь, лисы - хитрость. А что символизировала маска козы? (Плодородие)

4. Как называется город, который стоит в устье небольшой речки, густо поросшей травой семейства осоковых? (Камышин)

5. Раньше казаки вместе с лошадью в стойле держали козла, запах которого отпугивал небольшого зверька. Какого? Чем он мог навредить лошади? (Ласка, бегая по спине лошади, пугала ее. Лошадь металась, покрывалась потом, который слизывал зверек, так как ему не хватало ряда солей)

6. В голодные годы в муку добавляли размолотую траву. Какую? (Лебеду)

7. Чтобы выполнить указ Екатерины II о развитии этого производства в нашем крае, государство поощряло крестьян: платило немалые деньги, навсегда освобождало крестьян от рекрутства, даром землю давало, снабжало машинами. Но все без успеха. Какого производства лишился наш край? (Шелководства)

Эрудит

1. Какой плод таможенники предлагают съесть подозреваемым в перевозке наркотиков людям, направляя на рентген желудка в случае отказа? Почему? (Ломтик лимона, употребление лимона провоцирует выделение желудочного сока, который может растворить упаковку и вызвать смерть «глотателя»)

2. Эфирное масло какого цветкового растения идет на производство знаменитых французских духов «Шанель № 5»? (Жасмина, но только из французского города Грас - столицы парфюмерии)

3. Как отличить ветку кедровой сосны от ветки сосны обыкновенной? (У обыкновенной сосны хвоинки расположены по 2 в пучке, а у кедровой - по 5)

4. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так называют? (У зайца глаза выпуклые и находятся по бокам головы. Это дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

5. Из какого материала, ежегодно собираемого на морских пляжах, бережливые немцы начали прессовать теплоизоляционные плиты? (Из водорослей)

6. Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть)

7. В честь какой богини получила латинское название полынь? (В честь Артемиды - богини охоты, луны, плодородия, деторождения и врачевания. Полынь - артемизия - трава здоровья)