Все о тюнинге авто

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] Берн Эрик

1. «Алкоголик»

1. «Алкоголик»

Тезис. В анализе игр нет такого понятия, как «алкоголизм» или «алкоголик», но есть роль в игре определенного типа, которая называется «Алкоголик». Являются ли причиной пьянства биохимические или физиологические отклонения от нормы (эта точка зрения пока еще не доказана) - этим вопросом пусть занимаются врачи-терапевты. Мы занимаемся анализом игр, и интересует нас совсем другое - социальные транзакции, которые связаны со злоупотреблением спиртным. Отсюда название игры «Алкоголик».

В полном виде эта игра рассчитана на пятерых участников, хотя один игрок может исполнять и несколько ролей, так что игра может начинаться и заканчиваться с двумя участниками. Центральная роль - роль Алкоголика, начинающего игру, исполняется Уайтом. Основная второстепенная роль - роль Преследователя, которую обычно играет лицо противоположного пола, чаще всего супруга (супруг). Третья роль - роль Спасителя, обычно исполняемая лицом того же пола; часто это семейный врач, который интересуется пациентом и проблемами алкоголизма. В классической ситуации врач успешно избавляет алкоголика от его пагубного пристрастия. После того как Уайт в течение полугода не брал в рот ни капли, они поздравляют друг друга. А на утро Уайт валяется в канаве.

Четвертая роль принадлежит Простаку. В литературном произведении обычно это деликатный человек, который одалживает Уайту деньги, бесплатно дает ему сэндвич или чашку кофе и не пытается ни преследовать, ни спасать его. В жизни эту роль обычно исполняет мать Уайта, которая дает ему деньги и часто поддакивает ему, когда он говорит, что жена его не понимает. Общаясь с Простаком, Уайту приходится искать правдоподобное объяснение, зачем ему деньги. Причем оба делают вид, что верят ему, хотя оба знают, на что он потратит большую часть денег. Иногда Простак начинает исполнять и другую роль, не самую существенную, но тоже характерную для ситуации, - роль Подстрекателя, «хорошего парня», который снабжает спиртным, даже когда его не просят: «Пойдем выпьем (и покатишься вниз еще быстрее)».

Вспомогательный персонаж любой алкогольной игры - профессионал, например бармен или продавец спиртного. В игре «Алкоголик» это пятая роль - роль Посредника, непосредственного поставщика спиртного, который понимает язык алкоголиков и является важнейшим персонажем в жизни пьяницы. Разница между Посредником и остальными игроками - это разница между профессионалом и любителями в любой игре: профессионал знает, когда нужно остановиться. В определенный момент хороший бармен отказывается обслуживать алкоголика, который оказывается лишенным припасов, если только не отыщет более снисходительного Поставщика.

На начальных стадиях «Алкоголика» все три второстепенные роли может исполнять жена: в полночь она в роли Простака раздевает героя, подает ему кофе и позволяет вымещать на себе зло; утром в роли Преследователя бранит мужа за его поведение; и вечером, натянув маску Спасителя, молит мужа отказаться от спиртного. На более поздних стадиях, когда физическое состояние мужа обычно ухудшается, он может обходиться без Преследователя и Спасителя, но может и терпеть их, если они служат дополнительным источником выпивки. Уайт может явиться в благотворительную организацию и позволить «спасти» себя, если ему там дадут бесплатно поесть; или может стерпеть разнос, любительский и профессиональный, если только потом получит подаяние.

Исходя из современного уровня знаний, мы утверждаем, что вознаграждение в «Алкоголике» (как это характерно для игр вообще) получается там, где большинство исследователей вовсе не ожидает его обнаружить. Анализ данной игры свидетельствует, что сама выпивка является лишь дополнительным удовольствием на пути к истинной кульминации - похмелью. То же самое в игре «Растяпа»: сами промахи, привлекающие наибольшее внимание и приносящие удовольствие Уайту, для него лишь способ, ведущий к главному - к получению прощения Блэка.

Для Алкоголика похмелье не столько физическая боль, сколько психологическая пытка. Две любимых формы времяпрепровождения пьющих: «Коктейль» (сколько выпили и что смешивали) и «А на следующее утро» (я расскажу тебе о своем похмелье). В «Коктейль» играют люди, пьющие на вечеринках. Многие алкоголики предпочитают психологически более жесткое «А на следующее утро», и такие организации, как «Анонимные алкоголики», предоставляют им для этого неограниченные возможности.

Пациент, посетивший психотерапевта после загула, обычно ругательски себя ругает; психотерапевт слушает молча. Позже, пересказывая этот эпизод в психотерапевтической группе, Уайт заявляет, что это психотерапевт его отругал. Когда в психотерапевтической группе обсуждают алкоголизм, для большинства алкоголиков интересно не пьянство - они говорят о нем только из уважения к Преследователю, - а их последующие страдания. Транзакционная цель пьянства, помимо личных удовольствий, которые оно приносит, - создать ситуацию, в которой Ребенок мог бы быть строго отруган не только внутренним Родителем, но и любой оказавшейся поблизости и снисходящей до брани родительской фигурой. Поэтому терапия в этой игре должна сосредоточиться не на самом пьянстве, а на следующем после запоя утре: нужно отучить алкоголика заниматься самобичеванием. Однако встречаются сильно пьющие люди, у которых не бывает похмелья; они к настоящей категории не относятся.

Существует также игра «Непьющий алкоголик», в которой Уайт проходит процесс финансовой или социальной деградации без бутылки, делая ту же последовательность ходов и нуждаясь в тех же вспомогательных ролях. И здесь главное - следующее утро. Это сходство между «Непьющим алкоголиком» и обычным вариантом «Алкоголика» подчеркивает, что в обоих случаях это игра: например, в обоих случаях имеет место процедура потери работы. «Наркоман» также аналогичен «Алкоголику», но эта игра куда более зловещая и драматичная, она разворачивается быстрее и приводит к более серьезным потерям. По крайней мере в нашем обществе она сильно зависит от Преследователя, который всегда наготове. Простаки и Спасители встречаются гораздо реже, зато резко возрастает роль Посредника.

Существует множество организаций, вовлеченных в игру «Алкоголик» - национальных, международных и местных. Многие публикуют правила этой игры. Почти все объясняют, как играть роль Алкоголика: выпей до завтрака, потрать на выпивку деньги, предназначенные для других целей, и т. д. Они также объясняют функции Спасителя. Например, в «Анонимных алкоголиках» Уайт продолжает участвовать в той же игре, только ему предлагают попробоваться в роли Спасителя. Предпочитаются бывшие Алкоголики, потому что они знают правила игры и лучше подготовлены для вспомогательных ролей, чем те, кто никогда раньше не участвовал в этой игре. Известны также случаи, когда запас бывших Алкоголиков в организации иссякал и ее члены возобновляли пьянство: другого способа продолжить игру в отсутствие людей, которых надо спасать, у них не было.

Существуют также организации, цель которых - улучшить положение других игроков. Некоторые настаивают на том, чтобы супруги сменили роль Преследователя на роль Спасителя. Та организация, которая ближе остальных подошла к теоретическому идеалу лечения, работает с детьми алкоголиков: этим молодым людям помогают выйти из игры вообще, а не просто сменить роль.

Психологическое излечение самого алкоголика тоже заключается в отказе от игры, а не в смене роли. В некоторых случаях этого удавалось достичь, хотя это трудно: самому Алкоголику ничто так не интересно, как продолжение игры. Поскольку он боится близости, способ заключается в замене одной игры другой, а не в поиске жизни, вообще свободной от игр. Часто так называемые излеченные алкоголики не очень интересны в обществе, они сами испытывают недостаток жизненных интересов и постоянно испытывают искушение вернуться к прежней жизни. Критерий подлинного «исцеления от игры» таков: бывший алкоголик способен выпить на вечеринке, не подвергая себя опасности. Обычное «полное воздержание» не удовлетворяет аналитика игры.

Из описания этой игры видно, что у Спасителя существует сильное искушение сыграть в «Я только пытаюсь вам помочь», у Преследователя - в «Посмотри, что ты со мной сделал», и у Простака - в «Славный малый». С увеличением числа организаций, утверждающих, что алкоголизм - это болезнь, алкоголики учатся играть в «Деревянную ногу (калеку)». Закон, который особенно интересуется такими людьми, склонен поддерживать такую точку зрения. Акцент сместился с Преследователя на Спасителя, от «Я грешник» к «А что можно спросить с больного?» (это часть общей для современности тенденции поворота от религии к науке). С экзистенциальной точки зрения смещение это сомнительно, а практически оно ничуть не уменьшило количество спиртного, продаваемого пьяницам. Тем не менее «Анонимные алкоголики» для большинства все еще олицетворяют терапию, не лишенную сочувствия.

Антитезис . Хорошо известно, что в «Алкоголика» обычно играют всерьез и расстаться с этой игрой очень трудно. В одном случае пациентка, страдавшая алкоголизмом, почти не участвовала в работе психотерапевтической группы, пока не решила, что достаточно знает участников, чтобы начать свою игру. Она попросила их сказать все, что они о ней думают. Поскольку вела она себя нормально, о ней говорили разные приятные вещи, но она возразила: «Я хочу не этого. Мне нужно знать, что вы думаете на самом деле». Она совершенно ясно давала понять, что ей нужны критические замечания. Но члены группы отказались выступать в роли Преследователя. Тогда, вернувшись домой, эта женщина сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен будет либо развестись с ней, либо отправить в лечебницу. Он пообещал, в тот же вечер она напилась, и он отправил ее в больницу. В приведенном примере остальные члены группы отказались выступать в роли Преследователей, которую отвела им миссис Уайт. Такое антитезисное поведение она не смогла вынести, хотя все пытались помочь ей глубже понять ситуацию, в которой она оказалась. А дома она нашла человека, согласившегося играть нужную ей роль.

В других случаях, однако, удается успешно подготовить пациента к отказу от игры и попытаться достичь подлинного исцеления, причем терапевт при этом отказывается играть роли Преследователя или Спасителя. Столь же неверно с терапевтической точки зрения принимать роль Простака, позволяя пациенту пренебречь своими финансовыми и другими обязательствами. Правильная терапевтическая процедура с транзакционной точки зрения в том, чтобы после тщательной подготовки занять позицию Взрослого и отказаться вообще участвовать в игре в любой роли, надеясь, что пациент выдержит не только воздержание от алкоголя, но и вообще конец игры. Если он не сможет это сделать, его следует направить к Спасителю.

Антитезис особенно труден, поскольку закоренелый алкоголик в большинстве западных стран рассматривается как желанный объект порицания, заботы или щедрости, и тот, кто отказывается играть одну из таких ролей, рискует вызвать общественное негодование. Рациональный подход может оказаться для Спасителей еще более непереносимым, чем для самих Алкоголиков, и иногда это связано с самыми нежелательными последствиями для терапии. В одной клинике группа сотрудников серьезно интересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться полного исцеления путем отказа от игры, а не просто помогая пациентам. Как только это стало ясно, благотворительный комитет, финансировавший клинику, отказался от услуг этих сотрудников, и больше никого из них не приглашали для помощи этим пациентам.

Родственные игры. В игре «Алкоголик» есть интересный эпизод, который называется «Выпьем по одной». На него впервые обратил внимание один проницательный студент, занимавшийся вопросами промышленной психиатрии. Уайт и его жена (непьющий Преследователь) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Простаки). Уайт говорит Блэку: «Выпьем по одной!» Если они выпьют по одной, у Уайта появляется разрешение на четыре или пять. Если Блэк отказывается выпить, это раскрывает игру Уайта. По правилам пьющих Уайт должен почувствовать себя оскорбленным и для следующего пикника найдет себе более сговорчивого компаньона. То, что на социальном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом оказывается дерзостью: Ребенок Уайта получает Родительское снисхождение со стороны Блэка путем открытого подкупа под самым носом у миссис Уайт, которая бессильна что-либо сделать. На самом деле миссис Уайт только делает вид, что бессильна, поскольку согласилась на всю эту затею: она так же стремится к продолжению игры, исполняя роль Преследователя, как мистер Уайт - в роли Алкоголика. Легко представить себе, как она будет его обвинять на следующее утро. Если Уайт - босс Блэка, вариант может быть связан с дальнейшими осложнениями.

В целом Простак не так прост, как кажется по этому названию. Простаки - часто одинокие люди, которые много получают от того, что бывают добры к Алкоголикам. Например, хозяин закусочной, играющий в «Славного малого», таким образом не только приобретает много знакомств и репутацию щедрого человека в своем социальном кругу, но и считается отличным рассказчиком.

Кстати, один из вариантов «Славного малого» разыгрывается, когда человек у всех спрашивает совета, как ему лучше помочь людям. Это пример веселой и конструктивной игры, которую стоит поддерживать. Ее противоположность - «Крутой парень», который берет уроки насилия и спрашивает совета, как причинить людям больше боли. Хотя советы никогда не осуществляются на практике, игрок имеет право ассоциироваться с настоящими крутыми ребятами, которые играют в эту игру всерьез, и может купаться в отраженном свете их славы. Это представитель породы, которую французы называют un fanfaron de vice .

Анализ:

Тезис. Какой я был отвратительный. Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить.

Цель. Самобичевание.

Роли. Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Простак, Посредник.

Динамика. Оральная депривация.

Примеры:

1. Попробуй поймать меня. Прототип трудно соотнести с самой игрой из-за его сложности. Однако дети, особенно дети алкоголиков, часто пользуются маневрами, характерными для алкоголиков. Дети, играющие в «Попробуй поймать меня», лгут, прячут вещи, напрашиваются на брань, ищут тех, кто им посочувствует, и обычно находят сердобольную соседку, дающую им подачки, и т. д. Самобичевание при этом часто откладывается на последующие годы.

2. Алкоголик и его круг.

Социальная парадигма. Взрослый - Взрослый.

Взрослый: «Скажи, что ты на самом деле обо мне думаешь, или помоги мне прекратить пить».

Взрослый: «Я буду с тобой откровенен».

Психологическая парадигма. Родитель - Ребенок.

Ребенок: «Попробуй поймать меня».

Родитель: «Ты должен перестать пить, потому что…»

Ходы. 1. Провокация - обвинение или прощение. 2. Снисходительность - гнев или разочарование.

Выгоды. 1. Внутренняя психологическая - а) пьянство как процедура - бунт, утешение и удовлетворение желания; б) «Алкоголик» как игра - самобичевание (возможно). 2. Внешняя психологическая - возможность избежать половой и других форм близости. 3. Внутренняя социальная - «Посмотрим, сможешь ли ты меня остановить». 4. Внешняя социальная - «А на следующее утро», «Коктейль» и другие способы времяпрепровождения. 5. Биологическая - чередующийся обмен проявлениями любви и гнева. 6. Экзистенциальная - «Все хотят меня обидеть».

Из книги Здоровый и счастливый ребенок. Пусть утенок станет лебедем! автора Афонин Игорь Николаевич

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Глава 2 Может ли алкоголик вернуться к социальной выпивке? Как вы увидите во время дальнейшего чтения, мой ответ на этот вопрос менее важен, чем может показаться. Однако я полагаю, что должен ответить на него ради множества людей, имеющих дело с алкоголизмом, и из уважения к

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Кто такой алкоголик? Один из трудных вопросов в терапии алкоголизма: является ли тот или иной игрок алкоголиком? ПГ игроки обычно отрицают то, что они - алкоголики, и зачастую обижаются на подобное предположение.Ниже приведены типичные примеры бесед с ПГ игроками. Каждый

Из книги автора

Алкоголик из Челябинска Разрешите рассказать вам историю, которая приключилась в Челябинске, в России, в начале 1990-х гг. Там, на демонстрационном тренинге, который был частью программы по болезненным зависимостям для психологов, мне пришлось работать с молодым

Игры, также как ритуалы и времяпрепровождения, помогают людям структурировать свое свободное время при более близких отношениях. Схематически их можно описать как набор скрытых и дополнительных трансакций, протекающих в определенном порядке, с определенным и предсказуемым результатом. Якобы система отношений носит обычный и правдоподобный характер, но потом выясняется, что имелся скрытый умысел, подвох или ловушка. Основные характеристики игры:

скрытые мотивы;

наличие выигрыша.

То, что у людей при общении с другими представителями своего рода бывают скрытые мотивы (соблазнить, выманить что-то, продать и т.д.) - это особых пояснений не требует. Выигрыши, однако, могут иметь материальное воплощение или же доставлять чисто психологическое удовольствие. Конечно, для человека более приемлемо, когда сочетается и то и другое.

Игры, присутствующие в семьях алкоголиков, или игры, которые ведут сами алкоголики, будут иметь одну общую особенность - они являются деструктивными для самого алкоголика и его близких.

Развитие деструктивной игры протекает по определенным правилам:

Выясняется «слабое место» оппонента ("Слабинка");

Забрасывается "Приманка", с расчетом на определенную реакцию жертвы;

Жертва ожидаемым образом реагирует на "приманку";

Ведущий производит "переключение", как бы меняя первоначальную цель на истинную или "Реальную цель" игры.

Расплата (или проигрыш) оппонента.

Примерами могут быть пояснение к рисунку 7 и ниже следующий диалог:

Пациент: Вы можете меня вылечить?

Врач: Конечно!

Пациент: Вы считаете, что у Вас такая высокая квалификация?


То, что происходит в этом диалоге, становится более понятным благодаря схеме - структуре взаимоотношений в деструктивных играх или "треугольнике Карпмана", который был разработан благодаря анализу игры «Алкоголик».

Сам "треугольник Карпмана" выглядит так (Рис.7):

Рис.7. Треугольник Карпмана.

По углам треугольника находятся Роли, исполняемые в игре. Стрелки показывают на то, как "игрок" в процессе игры может менять роли. Вышеприведенный пример легко разбирается с точки зрения смены ролей и становится ясным, как строится игра и где она заканчивается.

П.: Спасите меня! - Роль - Жертва. (Заброс «приманки» на потенциирование выполнения оппонентом роли Спасителя. Слабость В. - роль Спасителя).

В.: Я тебя спасу! - Роль - Спаситель. («Приманка» проглочена.)

П.: Жди! Умник нашелся! - Роль - Преследователь. (Переключение или подвох - выявилась истинная цель игры - сорвать лечение и обвинить в этом В.).

В. испытывает дискомфорт - Роль - Жертва. («Попался...»).

Человек, участвующий в подобных играх, хорошо знает, как исполнять все другие роли, и легко может переключаться на их исполнение в процессе начавшейся игры.

«Вознаграждения», получаемые в процессе игр, все имеют свое особое значение для людей участвующих в этих играх.

«Вознаграждения», получаемые участниками всех игр, характерных для больных алкоголизмом и их близких:

1.Биологические.

Поддержание биологического гомеостаза (стабильности) организма осуществляется за счет обмена «поглаживаниями».

2.Экзистенциальные.

Жизненная позиция игроков заключается, в основном, в том, что все лица противоположного пола одинаковы по сути и совсем не идеальны (тираны, "пилы", пьяницы, хулиганы, зануды, изменщики и т.д. и т.п.), что мир устроен плохо, и он совсем не комфортен для существования в нем, что другие люди (в том числе и специалисты по лечению зависимости от ПАВ) не могут и не хотят понять страдания больных алкоголизмом лиц и, естественно, не могут им ничем помочь.

3.Внутренние психологические.

Эти «вознаграждения» напрямую связаны с экономией психической энергии, благодаря возобновлению человеком участия в знакомых играх. То есть происходит защита психики человека от излишнего напряжения и потери психической энергии, например, за счет купирования, во время включения в знакомую игровую систему (ситуацию), приступов страха, в первую очередь связанных с адаптивным процессом у лица, ранее попавшего в неизвестную для него ситуацию.

4.Внешние психологические.

Уклонение от опасных ситуаций посредством игры, позволяет произвести провокацию других людей на определенные, легко предсказуемые, игроком действия (Например, роли Преследователя или Спасителя) и обвинения их же в возникновении тех проблем, которые вызваны у игрока его же собственными несостоятельностью и страхом.

Однако имеются вознаграждения, которые для всех игр различны.

1.Внутреннее социальное.

Это «вознаграждение» заключается в названии игры и позволяет игроку структурировать общение с близким окружением, используя это название.

2.Внешнее социальное.

Использование игроком, возникших в процессе игры ситуаций, для социальных контактов с менее близкими или мало знакомыми людьми, что часто приводит к подкреплению у игрока мнения о целесообразности получения «вознаграждений», получаемых от его участия в тех или иных играх.

ИГРА – АЛКОГОЛИК (НАРКОМАН) - это основная игра у больных с зависимостью от психоактивных веществ (в первую очередь от алкоголя) и их окружения. Длительность ее может занимать практически всю жизнь больного человека, а иногда и всю жизнь тех, кто с таким человеком живет. Важно понимать, что при разборе игры «Алкоголик» нет необходимости ориентироваться в биохимических нарушениях в работе головного мозга у больного зависимостью от ПАВ, описание социального аспекта поведения больного алкоголизмом (Алкоголика), помогающего продолжать ему пьянство, - вот, что рассматривается, в первую очередь, при анализе этой игры. Так же, в структуре этой игре нет смысла рассматривать социальное функционирование алкоголиков, добившихся благодаря пьянству, полной или выраженной деградации личности, т.к. никаких оправданий своему алкогольному поведению и дальнейшему потреблению алкоголя они, часто, уже не ищут.

Данная игра, игра «Алкоголик», требует наличия как минимум четырех основных ролей, и, возможно, одной дополнительной, если рассматривать вместо роли Алкоголика – роль Наркомана.

Основные роли, необходимые для проведения игры:

Алкоголик.

Преследователь.

Спаситель.

Простак (он же Подстрекатель).

Посредник (дополнительная Роль).

Роль посредника наиболее важна для игры «Наркоман». В такой игре Посредник - человек, поставляющий наркотики, часто занимается этим профессионально и для поддержания рынка сбыта может активно провоцировать отказавшихся от потребления наркоманов на возобновление наркотизации.

Роль - Алкоголик.

Основная задача Алкоголика в этой игре - пить/потреблять. Для этой задачи привлекаются все окружающие алкоголика люди, особенно те, кто в сотоянии исполнять или уже исполняет другие Роли игры. Другие игроки привлекаются именно для того, чтобы оправдать собственное пьянство Алкоголика.

Преследователь постоянно контролирует, ругает и поучает Алкоголика, находясь в состоянии Я-Родителя, что, естественно, вызывает протест в Я- Ребенка у Алкоголика. Протест обычно Алкоголик выражает возобновлением или усилением пьянства. Находящийся рядом Преследователь, порождает своим «преследованием» «оправданную» обиду у Алкоголика, чем полностью помогает оправдать пьянство Алкоголика в его же собственных глазах, а порой и в глазах иных участников игры,.

Особый интерес и даже - азарт вызывает у Алкоголика возможность «провести» Преследователя и напиться, несмотря на активный контроль с его стороны.

Спаситель фактически постоянно занимается «спасением» Алкоголика: приводит его самого и его одежду в порядок после предъидущих пьянок, занимается «душещипательными» беседами и уговорами о прекращении пьянства и о его вреде, «похмеляет» Алкоголика в «тяжелые минуты» похмельно-абстинентного синдрома, отпрашивает с работы, если тот не в сотоянии выйти на работу на следующий день после выпивки (отгулы за свой счет, врач может выдать больничный и т.д.), кормит и одевает его, даже если тот давно не работает и не приносит денег (или почти все заработанное пропивает) и т.д. и т.п. Спаситель, таким образом, помогает Алкоголику не сталкиваться с проблемами, создаваемыми пьянством самого же алкоголика, постоянно решая их вместо него самого. Алкоголик любит «подводить» Спасителя, напиваясь после очередного обещания ему «больше никогда, ни за что не напиваться», имея при этом несколько «вознаграждений»:

переключить исполнителя роли Спасителя на исполнение роли Преследователя, после чего обидеться на Преследователя и продолжить «обоснованно» пьянство;

вызвать у Спасителя реакцию расстройства, доказывая свою «неисправимость», а так же показывая Спасителю его неспособность помочь Алкоголику отказаться от потребелния алкоголя. Такие действия со стороны Алкоголика, вызывают у Спасителя чувста бессилия и вины. Спаситель предается «страданиям» по поводу вышеназванных чувств и чтобы загладить ту самую «вину» перед Алкоголиком начинает его жалеть. Этим-то и пользуется Алкоголик, что бы опять же продолжить пьянство.

добиться, благодаря вышеназванным действиям, практически полного контроля над Спасителем за счет предсказуемости его поведения, и манипулировать им для продолжения своего относительно безнаказанного пьянства по своему усмотрению, то, играя на чувстве вины Спасителя за «неспособность» помочь Алкоголику бросить пить, то провоцируя его на исполнение роли Преследователя.

Причем, если Алкоголику не удается в действительности найти в своем окружении людей для исполнения ролей Преследователя или Спасителя, даже создавая всяческие провокации и активно манипулируя ими (особенно в процессе лечения или на групповой терапии), то Алкоголик может выдумать и приписать эти роливрачу или участникам группы (Игра в мыслях).

Простак – следующая роль в игре «Алкоголик». Он либо верит абсолютно всем объяснениям Алкоголика, особенно если тот просит деньги на что-то очень «нужное» (хотя и ясно, что на выпивку), верит всем «причинам», по которым Алкоголик напился, либо может согласиться на совместную выпивку, позволив Алкоголику принять больше чем сам, а иногда даже сам провоцирует Алкоголика на пьянство, прямо предлагая выпить или косвенно намекая о выпивке.

Простак позволяет Алкоголику чувствовать себя «умнее других», тем самым, поддерживая его самообман относительно тех проблем, которые возникают у больного алкоголизмом из-за потребления алкоголя.

Теперь необходимо выяснить, кто среди окружающих Алкоголика людей исполняет вышеперечисленные роли.

Преследователь. Обычно, эту роль исполняют: матери/отцы, жены/мужья, братья и сестры, дети, и т.д., короче, все родственники, а так же милиция, сотрудники на работе, друзья, те, кто участвует в лечении алкоголизма, и многие другие люди.

Спаситель. Эту роль исполняют все те же лица, что перечислены выше.

Простак. Опять приходится сталкиваться с теми же персоналиями.

Исполнение близкими Алкоголика ролей Преследователя и Спасителя с точки зрения здравой логики можно понять – и та и другая роль направлены на борьбу с алкоголизацией и ее последствиями. Пусть неумело, неэффективно, но понятно зачем эта борьба идет и на что направлена. Однако зачем родным Алкоголика роль Простака, надо, пожалуй, детально разобрать. Совершенно явно видно – потакательство Алкоголику по вопросам потребления алкоголя (фактически дается разрешение), и откровенная провокация его на продолжение пьянства, не ведет к улучшению в семейных взаимоотношениях и, конечно же, к прекращению потребления алкоголя у самого Алкоголика.

Что бы прояснить возникшие выше вопросы относительно мотивов поведения родных алкоголика, для начала надо определить какие "вознаграждения" получают Спаситель и Преследователь.

Вознаграждения Преследователя (называются вознаграждения специфичные именно для этой игры):

Внутреннее социальное – «Заместитель бога на земле». Любимые фразы -позиции: «Все вижу, все знаю, все контролирую», «Ну что, попался негодяй» и т.д.

Внешнее социальное - времяпрепровождения: «Все вокруг пьют», «Никому нельзя доверять», «А, я его (ее) поймал(а)...», «Представляешь, какой ужас...» и т.д.

Вознаграждения Спасителя:

Внутреннее социальное – «Святая мученица (мученик)». Любимые фразы-позиции: «Другая его бы бросила...», «Живут не для себя...», «Ну, почему это случается только со мной...», «Кому он еще нужен...».

Внешнее социальное - времяпрепровождения: «Он такой дурачок...», «Без меня он пропадет...», «Он опять меня обманул...», «Он у меня - особый случай…», «Он так любит (любил) выпить...».

Когда Алкоголик бросает надолго пить и начинает постепенно поднимать свой социальный статус, его родные и близкие начинают так же постепенно лишаться всех перечисленных выше «вознаграждений», да еще и тех, которые характерны для всех игр, т.к. сложно, иногда, продолжать играть в игру Алкоголик (или схожие с ней) вообще. Учитывая то, что люди не любят менять годами и поколениями наработанные схемы поведения (Роли), самый простой способ вернуть все назад - не дать больному алкоголизмом перестать исполнять роль Алкоголика. Вот тут-то и годятся все трюки, которые используют Простаки, для того чтобы Алкоголик пил, от «слепой» веры во что угодно, до прямой провокации Алкоголика на выпивку.

Основное противодействие этой игре, которое могут осуществить как родные Алкоголиков, так и сами Алкоголики, - это отказ от исполнения ролей в игре Алкоголик и постепенное прекращение своего участия в ней. Это процесс, обычно, достаточно сложный и длительный и кроме психотерапии в этот период может помочь посещение групп, занимающихся по программе «12 шагов»: для Алкоголиков - группы Анонимных Алкоголиков, для их родственников - группы АлАнон, для Наркоманов - Анонимные Наркоманы и т.д. Целесообразность посещения этих групп заключается в том, что, благодаря занятиям на них, люди, постоянно игравшие в игру «Алкоголик» («Наркоман»), могут заметить снижение или даже отсутствие дискомфорта, ранее возникавшего от отсутствия «вознаграждений», получаемых в игре. Именно снятие подобного напряжения, приобретение поведенческого опыта по уходу от игры или приобретение опыта по ведению роли Спасителя без деструктивных импульсов (хотя тогда эту роль Спасителем назвать уже трудно) получают люди на группах, использующих программу «12 Шагов».

Особое внимание хотелось бы обратить на те игры, которые ведут больные алкоголизмом (Алкоголики) в процессе психотерапевтического лечения, на групповой терапии или на встречах групп Анонимных Алкоголиков. Многие из этих игр являются модификацией ранее уже описанной игры «Алкоголик», но разбор некоторых их особенностей легко поможет распознать подобные манипулятивные сисеты, как психотерапевтам, занимающимся лечением больных зависимостью, так и самим пациентам – Алкоголикам.

«ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ... ДА, НО...» - игра начинается тогда, когда ведущий игру пациент, просит или провоцирует окружающих на дачу какого-либо совета в связи с, возникшей в его жизни и «не решаемой» им своими силами, проблемой. Окружающие начинают давать такому человеку всевозможные советы, но по «уважительной» причине, используя достаточно веские доводы и аргументы, игрок отказывается от всех этих советов и предложений. Чем больше советов будет отвергнуто, тем больше оснований для игрока-Алкоголика продолжать потребление алкоголя. Способ ухода от этой игры не очень сложен, если другие пациенты достаточно хорошо ознакомлены с теорией игр и достаточно легко могут ее, если не распознать, то хотя бы вспомнить, можно дать группе поиграть в такую игру, а потом, поблагодарив игрока, разобрать с пациентами, чем они занимались. Достаточно часто члены группы сами отказываются от ведения этой игры, либо прямо говоря игроку о том, что он делает, либо просто игнорируют его попытки начать манипуляцию.

"БЕЙТЕ МЕНЯ..." – заключается в том, что пациент постоянно пытается провоцировать членов терапевтической группы, а чаще и самого ведущего группы (терапевта), на проявление ими агрессии против себя (игрока), что позволяет ему в дальнейшем, сели он добился желаемого результата, либо напиться, либо отказаться от дальнейшего лечения (из-за «несправедливости» по отношению к нему). В основном, эта игра наблюдается тогда, когда пациент не имеет установки на лечение и поступает на него под давлением его родных. Основной его задачей в такой ситуации является поиск «уважительных» причин для отказа от лечения, и он начинает нарушать принятые в группе и в отделении правила или активно вызывать на скандал, либо сотрудников отделения, либо других пациентов, либо самого терапевта. Если после этого последует даже безобидное замечание со стороны вышеперечиленных персоналий, то оно будет воспринято и рассценено, как нападение на личность игрока. После этих событий, такой пациент говорит: «Ах, так!», - и пишет отказ от лечения. Некоторые игроки, наоборот, пытаются сделать так, что бы их выписали из отделения за нарушения режима, чего достаточно легко добиться, постоянно нарушая установленные правила поведения в стационаре. После таких действий игрокам очень легко продолжать потребление, ссылаясь на то, что им никто не хочет помочь избавиться от пьянства.

«КАЛЕКА» - когда пациент не согласен с тем, что он болен алкоголизмом, но уже узнал, что эта болезнь - неизлечимая, он тут же начинает вытворять все, что ему взбредет в голову как бы показывая – «Я больной человек. Что вы хотите от больного человека?». Удобно в связи с этим отказаться от лечения: «Я - алкоголик и должен продолжать пить, ведь болезнь неизлечима. Без алкоголя я не могу существовать». На некоторое время подобная позиция может даже уменьшить чувство вины у такого игрока за свое пьянство, но, пока нет истинного признания болезни, больной будет продолжать алкоголизироваться. Главное, что необходимо делать для противодействия этой игре, дать понять Алкоголику, что он все же ответственен за свое социальное поведение, и особенно в период трезвости.

"СПАСИБО, ДОКТОР, ТОЛЬКО ВЫ МНЕ И ПОМОГЛИ" - игрок надеется вызвать у терапевта или врача роль Спасителя, который будет горд подобным признанием его «заслуг» в «вылечивании» данного Алкоголика. Если пациент добивается этого результата, то через небольшой промежуток времени он напьется и обязательно покажется у психотерапевта и скажет: «Всем вы хороши, доктор, но мне вот не помогли...». Такие действия больного, должны вызвать, по его мнению, сильное эмоциональное расстройство у врача. Естественно, психотерапевты, занимающие Родительскую позицию (Спаситель - «Вылечить, во что бы то ни стало») и проповедующие Родительские методы лечения зависимости, очень часто попадаются на эту игру, иногда даже эмоционально переживают свои неудачи и, что самое главное, имеют очень невысокий успех в психотерапии Алкоголиков.

"ИЗЪЯН" - типичный способ рационализировать отказ от лечебных мероприятий. Находится какой-либо недостаток у специалиста, ведущего психотерапию. Это может проходить по типу «отождествления» - «А сами-то Вы выпиваете?» - любой ответ на этот вопрос дает почву для негативных размышлений: «Если выпивает то, что же он меня лечит? Если не выпивает, то врет. А как можно лечиться у врача, который врет?». Половой признак так же может быть изъяном: «Она же - женщина! Ей никогда не понять мужскую душу!». Однако, как показывает опыт, непринадлежность терапевта к славному племени алкоголиков (если иметь дело с людьми, слегка знакомыми с программой «12 шагов») тоже является крупным недостатком: «То, что Вы не алкоголик, вредит Вам, как специалисту, занимающемуся лечением алкоголизма» или «Я готов лечиться только у алкоголика!», «Не алкоголику меня не понять». Впрочем, к консультантам-алкоголикам (имеющим большие сроки трезвости) регулярно предъявляются претензии другого вида: «Чему эти алкаши меня могут научить?!». Практически, любой «достаток» или «недостаток» игрок в эту игру может объявить «изъяном» и посчитать веской причиной, чтобы не заниматься своим лечением. Если к подобным изыскам недостатков относиться с достаточной долей иронии и юмора, то подобные «изъяны» быстро перестают замечаться пациентами.

"А, СКАЖИТЕ-КА МНЕ ВОТ ЧТО..." – игра, которая используется, как отличный способ отвлечь психотерапевта, гордящегося своими знаниями в наркологии, и всех участников группы от возникшего в процессе групповой терапии обсуждения неприятной для такого пациента (игрока) темы. Как правило, эта игра идет совместно с игрой «Почему бы вам не... Да, но...», что прекрасно позволяет избегать «опасных» ситуаций, и оставлять процесс лечения на том же нулевом уровне (поддержка большинства пациентов группы этой игре обеспечена). Желательно, для терапевта, не давать возможности развиться этой игре, иначе вместо пациентов говорить, а так же и лечиться на занятиях в малой группе, будет сам психотерапевт.

«ДУРАЧОК» - игра, позволяющая пациенту ничего не делать во время лечебного процесса, ссылаясь на свою тупость. Бывали случаи, когда пациент, казавшийся действительно не способным понимать многие вещи, после того как группа говорила ему: «Хватит из себя дурачка строить!», - начинал вполне нормально понимать задания, хорошо формулировать фразы и даже высказывать вполне здравые мысли.

Необходимо более подробно остановиться на способах ухода от, навязываемых пациентами, страдающими алкоголизмом, игр. Первое и основное – это четкое понимание специалистом того, что игры ведутся с абсолютно серьезными лицами и игроки никогда не говорят друг другу о том, что знают о планах оппонента, скрывая это свое знание до самого последнего момента - до завершения игры. Следующее на что следует обратить внимание - это то, что игры служат максимальному уходу от открытости во взаимоотношениях между даже близкими людьми. Из всего выше сказанного можно вывести три основных стратегических способа противодействия начавшимся играм:

1. Не относится к играм серьезно. Доля иронии, а, порой, и порция хорошего смеха, часто может оборвать игру в самом начале и отбить желание у оппонента навязывать ее и в дальнейшем.

2. Используя методологию пункта № 1., можно спокойно говорить оппоненту (игроку) о его игровых планах, если вы знаете, какую игру он затеял, или о своих подозрениях насчет какой-то игры, которую он вам пытается навязать, если вы не удалось ее идентифицировать.

3. Достаточно часто для того, что бы прервать какую-либо длительную игру («Игры на всю жизнь») (или уйти от нее) необходимо бывает налаживать достаточно открытые человеческие отношения с оппонентом (игроком). Такой подход, естественно, наиболее применим для внутрисемейных отношений.

Придерживаясь этих трех основных способов противодействия играм, можно с честью выйти из любой сложной игровой ситуации, а в дальнейшем и изобрести массу иных способов для пресечения своего вовлечения в игры.

Бытовые игры

В обычных социальных условиях все игры оказывают важное, быть может, даже решающее влияние на судьбы игроков; но некоторые игры более пригодны в качестве пожизненного занятия, и в них чаще вовлекаются относительно невинные посторонние лица. Подходящее название для этой группы игр – бытовые игры. В нее входят: «Алкоголик», «Должник», «Дай мне пинка», «Попался, сукин сын!», «Вот что я из-за тебя наделал», с их основными вариантами. Они примыкают с одной стороны к супружеским играм, с другой – к играм преступного мира.

1. Алкоголик

Тезис . В анализе игр не занимаются алкоголизмом или «алкоголиками»; рассматривается лишь роль Алкоголика в определенной игре. Если и верно, что первичным стимулом пьянства является биохимическая ил» физиологическая ненормальность – что пока не вполне выяснено – то изучение этой стороны дела принадлежит обычной медицине. В анализе игр интересуются совсем другим – видами общественных взаимодействий, связанных с такого рода злоупотреблениями. Отсюда и название игры.

В полном своем варианте это игра с пятью участниками; впрочем, возможно совмещение ролей, и тогда с начала до конца могут играть двое. Центральную роль играет субъект игры, «Алкоголик», пусть это будет мистер Уайт. Главная поддерживающая роль – Преследователь, как правило, представитель другого пола; обычно это супруга (или супруг). Третья роль – Избавитель, ее исполняет обычно лицо того же пола, что и Алкоголик, например, добродушный домашний врач, принимающий участие в пациенте и заинтересованный проблемой пьянства. Классическая ситуация состоит в том, что врач успешно избавляет пациента от его порока. После шестимесячного воздержания Уайт и доктор поздравляют друг друга. Но на следующий день Уайта находят в канаве.

Четвертая роль – Покровитель или Соска. В литературе ее играет продавец или бармен, предоставляющий Уайту кредит, подбрасывающий сэндвич или чашку кофе, не преследующий его и не пытающийся его спасти. В жизни эту роль чаще исполняет мать Уайта, дающая ему деньги и нередко сочувствующая ему по поводу его жены, которая его не понимает. При этом игра требует от Уайта правдоподобного предлога для получения денег – какого-нибудь плана, которому оба будто бы верят – хотя и знают, куда уйдет по обыкновению большая часть этих денег. Иногда Покровитель сбивается на другую, не столь важную, но дружелюбную роль – Подстрекателя, «своего парня», предлагающего средства даже по собственному почину: «Пойдем выпьем! (отчего ты покатишься вниз быстрее)».

Во всех играх, связанных с выпивкой, вспомогательную роль играет профессионал, содержатель бара или продавец. В игре «Алкоголик» он исполняет пятую роль: это Поставщик, прямой источник напитков, понимающий речь пьяного; в некотором смысле это важнейшее лицо в жизни пьяницы и наркомана. Разница между Поставщиком и другими игроками та же, что между профессионалами и любителями в любой игре: профессионал знает, когда остановиться. В нужный момент умелый продавец отказывается обслуживать Алкоголика, который остается тем самым без выпивки – если только ему не удается отыскать более снисходительного Поставщика.

В начальной стадии «Алкоголика» жена может играть все три поддерживающие роли: в полночь она Покровительница, раздевающая мужа, варящая ему кофе, позволяющая ему прижаться к себе; наутро она Преследовательница, обличающая его дурное поведение; вечером – Избавительница, молящая его исправиться. На поздних стадиях, иногда вследствие ухудшения здоровья, Преследователь и Избавитель могут оказаться лишними; их терпят, если они готовы при этом служить источником снабжения. Теперь Уайт готов отправиться в благотворительную столовую и подвергнуться Избавлению за бесплатную кормежку, или вынести головомойку – любительскую или профессиональную, – если за ней следует подачка.

Как видно из имеющихся данных, вознаграждение в игре «Алкоголик» (как это характерно для игр вообще) происходит от ее аспекта, менее всего привлекающего внимание большинства исследователей. Анализ игры показывает, что сама выпивка является лишь попутным удовольствием, доставляющим дополнительные преимущества; это процедура, ведущая к подлинной кульминации игры, которой является похмелье. Дело обстоит так же, как в игре «Шлемиль»: все безобразия, привлекающие больше всего внимания, для Уайта лишь приятный путь к развязке – получению прощения от Блэка.

Для Алкоголика похмелье – не столько физическое страдание, сколько психологическая мука: Любимые развлечения пьяниц – это «Мартини» (сколько напитков и как их смешивали) и «А наутро» (дай-ка я расскажу тебе о моем похмелье). «Мартини» разыгрывают преимущественно пьющие в компании; многие алкоголики предпочитают жесткую психологическую встряску «А наутро», и организации алкоголиков вроде АА [«Анонимные Алкоголики» – организация бывших алкоголиков, ставящая целью избавить других от этого порока. (Прим. перев.)] доставляют им для этого неограниченные возможности.

Посетив психиатра после очередного цикла, пациент охотно осыпает себя обидными кличками; психиатр молчит. Позже, вспоминая об этом в терапевтической группе, Уайт будет утверждать, что этими кличками обозвал его психиатр. В терапевтической ситуации главный интерес разговора состоит для многих алкоголиков не в самом пьянстве – упоминаемом, по-видимому, больше из почтения к преследователям – а в последующих страданиях. В смысле взаимодействий цель состоит, кроме собственного удовольствия, в создании ситуации, в которой Ребенок получает суровый нагоняй не только от внутреннего Родителя, но и от какой-нибудь родительской личности из его окружения, достаточно заинтересованной, чтобы исполнить такую роль. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на «следующем утре» – на самооправдании посредством самобичевания. Впрочем, встречается тип запойных пьяниц, у которых не бывает похмелья, и которые не относятся к рассматриваемой категории.

Существует также игра «Сухой алкоголик», в которой Уайт проходит путь финансового или социального падения без бутылки, но с той же последовательностью ходов и с той же потребностью самобичевания. В этом случае кульминацией опять-таки является «следующее утро». Именно это сходство между обычным «Алкоголиком» и «Сухим алкоголиком» подчеркивает, что то и другое – игры; в обоих случаях сходна и процедура, приводящая к увольнению с работы. Игра «Наркоман» подобна «Алкоголику», но мрачнее, драматичнее, развивается сенсационнее и быстрее. Эта игра, во всяком случае в нашем обществе, больше нуждается в наличии Преследователя; Покровители и Избавители немногочисленны и редки, а Поставщик играет гораздо более важную роль.

В игре «Алкоголик» принимает участие ряд различных организаций – местных, национальных, и даже международных. Многие из них публикуют правила игры. Почти все они объясняют, как играть роль Алкоголика: выпивать перед завтраком, тратить деньги, предназначенные для других целей, и т. п. Они разъясняют также функции Избавителя. Например, Анонимные Алкоголики продолжают играть в ту же игру, побуждая, однако, Алкоголика принять на себя роль Избавителя. Для этой роли предпочтительнее бывшие Алкоголики, ибо они лучше знакомы с игрой и имеют более высокую квалификацию для исполнения поддерживающих ролей, чем те, кто в нее прежде не играл. Известны случаи, когда члены некоторой секции АА не находили алкоголиков, с которыми можно было бы работать, и, не имея возможности продолжать игру в роли Избавителя, вновь начинали пить .

Имеются организации, стремящиеся улучшить судьбу других игроков. Некоторые из них оказывают давление на супруг алкоголиков, побуждая их сменить роль Преследователя на Избавителя. Одна организация, стоящая, по-видимому, ближе всего к теоретическому идеалу лечения, работает с подростками – детьми алкоголиков, поощряя их вообще порвать с игрой, вместо того чтобы только менять роли.

Психологическое лечение алкоголика состоит также в том, чтобы заставить его совсем бросить игру, а не просто сменить одну роль на другую. Иногда этого удается добиться, хотя и нелегко подыскать Алкоголику другое занятие, столь же интересное для него, как продолжение игры. Поскольку классическим признаком алкоголика является страх перед близостью, заменой будет скорее другая игра, а не свободные от игр отношения. Так называемые излеченные алкоголики часто представляют собой в общественном смысле малоинтересных партнеров; их жизнь, по-видимому, лишена сильных впечатлений, что постоянно сбивает их на прежнюю дорогу. Критерий действительного «излечения от игры» состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог выпить в компании, не подвергая себя риску. Обычное лечение «полным воздержанием» рассматривается специалистами по анализу игр как неудовлетворительное.

Как видно из описания игры, для Избавителя существует сильный соблазн играть в «Я только стараюсь вам помочь»; для Преследователя – в «Вот что ты со мной сделал»; для Покровителя – в «Славного парня». В результате распространения избавительных организаций, популяризирующих идею о том, что алкоголизм – болезнь, алкоголиков научили играть в «Деревянную ногу». Закон, весьма заинтересованный в такой публике, в настоящее время склоняется в пользу этой игры. Главная роль теперь отводится не Преследователю, а Избавителю; позиция «Я – грешник» сменяется позицией «Чего вы хотите от больного человека?» (что составляет часть общей тенденции современного мышления, удаляющегося от религии в сторону науки). С экзистенциальной точки зрения такая смена позиций представляется спорной; с практической же стороны она вряд ли привела к уменьшению продажи напитков пьяницам. И все же для большинства людей Анонимные Алкоголики остаются наилучшим введением в лечение сверхснисходительностью.

Антитезис . Как известно, в «Алкоголика» играют упорно, и от этой игры трудно отказаться. В одном случае женщина-алкоголик, помещенная в терапевтическую группу, принимала в ней очень небольшое участие до тех пор, пока, как ей показалось, она не узнала достаточно о других членах группы, чтобы завести свою игру. Тогда она попросила их сказать ей, что они о ней думают. Поскольку она вела себя достаточно приятно, ряд членов группы высказался о ней одобрительно; но она возразила: «Мне нужно другое. Я хочу знать, что вы на самом деле думаете». Она дала понять, что ей нужны уничижительные отзывы. Другие женщины, однако, отказались ее преследовать. Тогда она пошла домой и сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен либо развестись с ней, либо положить ее в больницу. Он обещал ей это; в тот же вечер она напилась до бесчувствия, и муж отправил ее в санаторий. В этом случае другие члены группы отказались играть преследовательские роли, которые им предназначила миссис Уайт; она оказалась неспособной выдержать этот антитезис, вопреки общему желанию укрепить уже достигнутое ею понимание процесса. Дома же она нашла человека, согласного исполнить нужную ей роль.

Однако в других случаях удается подготовить пациента настолько, что он может расстаться с игрой, а затем добиваться настоящего общественного излечения, причем терапевт отказывается играть как Преследователя, так и Избавителя. Столь же не терапевтично с его стороны играть роль Покровителя, позволяя пациенту пренебрегать его расписанием и финансовыми обязательствами. С точки зрения теории взаимодействий правильная терапевтическая процедура состоит в том, что врач после тщательной подготовительной работы занимает договорную позицию Взрослого и отказывается играть какую-либо из ролей; он рассчитывает при этом, что пациент окажется способным выдержать отказ не только от выпивки, но и от разыгрывания своей игры. Если он не может, лучше отослать его к какому-нибудь Избавителю.

Антитезис особенно труден по той причине, что пьяница в большинстве стран Запада высоко ценится как объект осуждения, заботы или великодушия, и всякий, отказывающийся играть одну из этих ролей, рискует навлечь на себя негодование общества. Рациональный подход может встревожить Избавителей даже больше, чем Алкоголика, что подчас приводит к печальным последствиям для лечения. Одна группа исследователей, работавшая в клинических условиях, серьезно заинтересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться действительного излечения путем прекращения игры, а не простым «избавлением» пациентов. Когда это было замечено, комитет попечителей, финансировавший клинику, поспешил отделаться от этих людей, и никто из них не привлекался впоследствии к лечению таких пациентов.

Родственные игры . Интересная игра, сопутствующая «Алкоголику», называется «По одной». Она была открыта одним внимательным исследователем, занимавшимся промышленной психологией. Уайт и его жена (непьющая Преследовательница) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Покровители). Уайт говорит Блэкам: «Выпьем по одной!» Если они согласны, это дает возможность Уайту выпить четыре или пять. Если Блэки отказываются, игра разоблачается. По правилам выпивки Уайт в этом случае вправе оскорбиться, и он найдет для следующего пикника более подходящих компаньонов. То, что на общественном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом уровне оказывается актом наглости, с помощью которого Ребенок Уайта получает от Блэка Родительское разрешение путем открытого подкупа, прямо под носом у миссис Уайт, лишенной возможности протестовать. В действительности миссис Уайт соглашается на все это мероприятие именно потому, что она будет «бессильна» протестовать. На самом деле она так же заинтересована в продолжении игры в своей роли Преследовательницы, как мистер Уайт – в своей роли Алкоголика. Нетрудно представить себе ее обвинения в адрес мужа на следующее утро после пикника. Этот вариант может вызвать осложнения, если Уайт – начальник Блэка.

Вообще говоря, «Покровители» не так уж плохо «зарабатывают» в игре. Часто они – одинокие люди, извлекающие немалую выгоду из своей доброты к Алкоголикам. Торговец, разыгрывающий «Славного парня», приобретает таким образом много знакомых; он может заслужить хорошую репутацию в своем социальном окружении не только как великодушный человек, но и как хороший рассказчик.

Между прочим, один из вариантов «Славного парня» состоит в том, что игрок ищет повсюду совета, как лучше помогать людям. Это пример милой и конструктивной игры, заслуживающей поощрения. Противоположную игру представляет собой «Блатной», берущий уроки насилия или спрашивающий, как лучше вредить людям. Хотя уроки никогда не применяются на практике, игрок извлекает преимущество, ассоциируя себя с настоящими блатными, играющими до конца, и может сиять в их отраженной славе. Это разновидность того, что французы называют un fanfaron de vice [Похваляющийся пороком (фр.). (Прим. перев.)]

Анализ :

Тезис : Вот какой я плохой! Попробуй удержать меня!

Цель : Самобичевание.

Роли : Алкоголик, Преследователь, Избавитель, Покровитель, Поставщик.

Динамика : Оральное лишение.

Примеры : (1). Попробуй поймай. Прототип этой игры трудно связать с ней ввиду ее сложности. Однако дети, в особенности дети алкоголиков, часто проделывают ряд маневров, характерных для «Алкоголика». «Попробуй удержи меня» – игра, включающая обман, запрятывание вещей, навлечение на себя оскорбительных замечаний, поиски благодетелей, например, благосклонного соседа, у которого можно брать подачки, и т. п. Самобичевание часто откладывается до более позднего возраста. (2). Алкоголик и его окружение.

Общественный образец : Взрослый – Взрослый.

Взрослый : «Скажи мне, что ты в самом деле обо мне думаешь или помоги мне бросить пить».

Взрослый : «Я буду с гобой откровенен».

Психологический образец : Родитель – Ребенок.

Ребенок : «Попробуй удержи меня1»

Родитель : «Ты должен перестать пить, потому что...»

Ходы : (1). Провокация – обвинение или прощение. (2). Снисходительность – гнев или разочарование.

Преимущества : (1). Внутреннее психологическое: а.) пьянство как процедура – бунт, самоутешение и удовлетворение влечения; б) «Алкоголик» как игра – самобичевание (вероятно). (2). Внешнее психологическое: избежание сексуальной и других форм близости. (3). Внутреннее общественное: Попробуй удержи меня! (4). Вншнее общественное: «А наутро», «Мартини» и другие развлечения. (5). Биологическое: чередующиеся любовные и гневные обмены. (6). Экзистенциальное: Все хотят причинить мне вред.

Любая зависимость - это акт отчуждения человека от окружающей его действительности, ключевым фактором при этом является страх принятия себя и страх близости.

Э. Бёрн писал:

Некоторые счастливые люди обладают свойством, которое выходит за пределы всех классификаций поведения. Это свойство - «включенность» в настоящее. Другое их свойство, гораздо более важное, чем любое предварительное планирование, - спонтанность. У них есть нечто куда более ценное, чем игры, - близость.

Одной из форм зависимости является алкоголизм. Но речь пойдет об алкоголизме отнюдь не с физиологической точки зрения, а как о нарушении социальной и психологической адаптации посредством выполнения определенного сценария.

Специфика ролей

Игра «Алкоголик» имеет бытовой характер, но при определенных обстоятельствах она может стать игрой на всю жизнь.

Как правило, в данной игре участвует пять игроков:

  • Алкоголик
  • Покровитель
  • Избавитель
  • Преследователь
  • Подстрекатель

В игре ощущение некоторой эйфории, некой легкости и расслабленного состояния не является самоцелью. Э. Берн писал в книге «Игры, в которые играют люди»: «Анализ игры показывает, что сама выпивка является лишь попутным удовольствием, доставляющим дополнительные преимущества; это процедура, ведущая к подлинной кульминации игры, которой является похмелье». Похмелье рассматривается в данном случае не как физический процесс, а как акт самобичевания при осознании слабости внутреннего стержня «алкоголика» перед зависимостью. Второй участник игры: «преследователь». Чаще всего эту роль выполняет жена «алкоголика». Главная функция «преследователя» кроется в осуществлении контроля над «алкоголиком». Если у «алкоголика» нет жены, то роль преследователя может выполнять его мать. Также такой вариант возможен, если мама «алкоголика» обладает сильным авторитарным характером, в таком случае, мать может одновременно исполнять роль и «пре6следователя», и «покровителя».

«Преследователь» вызывает протест со стороны «алкоголика», который вызван постоянными упрёками и попытками заострить внимание на проблеме. Эти «преследования» дают «алкоголику» возможность оправдать свою зависимость. В некоторых случаях у «алкоголика» в попытках преодолеть давление со стороны «преследователя» возникает особый азарт, приобретающий аспект «поймай меня, если сможешь».

«Спаситель» избавляет «алкоголика» от тех неприятностей, которые возникают из-за его зависимости: помогает вернуться в форму после пьянки. Таким образом, у «алкоголика» не возникает потребности самому справляться с последствиями своего пьянства, следовательно, он не несет в данной ситуации ответственности.

«Избавитель» - обычно эту роль выполняет врач.

«Подстрекатель», как правило, это «добрый» малый, который может предложить выпить «за компанию».

«Покровитель» всегда готов выслушать и поддержать «алкоголика».

Анализ игры

В данной игре «алкоголик» ярким воплощением эго-состояния Ребёнка. Ему присущи такие проявления, как протест, стремление оправдать себя, стремление получить удовольствие, самобичевание, т.е. получения удовольствия от своих страданий.

Любая игра - это система, с тесно связанными межу собой элементами (участниками). Для участников игры сложно отказаться от намеченного хода событий. В случае игры «алкоголик» имеет место быть следующий вариант развития событий: «алкоголик» справляется со своей проблемой, не употребляет алкоголь длительный промежуток времени. Казалось бы, проблема решена, все прекрасно, но у участников игры при этом возникает некий диссонанс, потому что больше нет необходимости выполнять свою роль. Игроки, дабы не выходить из своей зоны комфорта, начинают провоцировать «алкоголика» вернуться к своей роли. Это может проявляться в каких-то тонких намёках, так и в прямом призыве к употреблению алкоголя. Как правило, этим провокатором является «подстрекатель», но в некоторых случаях функция «подстрекателя» может исходить и от других участников игры.

Бёрн писал:

«Психологическое лечение алкоголика состоит также в том, чтобы заставить его совсем бросить игру, а не просто сменить одну роль на другую. Иногда этого удается добиться, хотя и нелегко подыскать Алкоголику другое занятие, столь же интересное для него, как продолжение игры. Поскольку классическим признаком алкоголика является страх перед близостью, заменой будет скорее другая игра, а не свободные от игр отношения. Так называемые излеченные алкоголики часто представляют собой в общественном смысле малоинтересных партнеров; их жизнь, по-видимому, лишена сильных впечатлений, что постоянно сбивает их на прежнюю дорогу. Критерий действительного «излечения от игры» состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог выпить в компании, не подвергая себя риску. Обычное лечение «полным воздержанием» рассматривается специалистами по анализу игр как неудовлетворительное. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на «следующем утре» - на самооправдании посредством самобичевания».

Клод Штайнер в своей книге «Игры, в которые играют алкоголики» даёт объяснение истокам поведения людей, зависимых от алкоголя. Штайнер посредством практических «инструментов» обусловливает возможности преодоления проблемы алкоголизма, что свидетельствует об эффективности анализа сценариев как психологической терапии при лечении данной формы зависимости.

Литература:
  1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
  2. Бёрн Э. Психика в действии.
  3. Штайнер К. Игры, в которые играют алкоголики.